Обнаружение истинной природы ума

Геше Тензин Вангьял Ринпоче обучает нас медитации дзогчен, которая позволяет перейти от созерцания нашего злейшего врага к открытию того, что ум пуст, ясен и блаженен. Перевод статьи выполнил Сергей Гуленкин специально для журнала «Эрос и Космос». Оригинал на английском языке можно найти по ссылке.

***

Ви́дение — это ум.

Ум — это пустота.

Пустота — это ясный свет.

Ясный свет — это единство.

Единство — это великое блаженство.

Это сердечное наставление Давы Гьялцена, мастера медитации бон, жившего в восьмом веке. Бон — это исконная, добуддийская религия Тибета, вобравшая в себя множество буддийских элементов. Это учение представляет собой прямое введение в природу ума и не изобилует ритуалами. Наставления таких мастеров — их сердечные советы ученикам — часто занимают всего несколько строк, но эти несколько строк могут направить удачливого практикующего к осознанию своей собственной истинной природы будды.

Ви́дение — это ум

Как нам работать с наставлениями Давы Гьялцена, которые начинаются словами: «Ви́дение — это ум»? Ви́дение включает в себя всё, что мы воспринимаем, но я предлагаю вам использовать то, что вас беспокоит, в качестве входа в эту практику. Есть ли в вашей жизни «известный человек»? Известный человек — это тот, кто, кажется, рождён для того, чтобы создавать вам проблемы, как будто это его или её миссия номер один в жизни. Иногда нам кажется, что такие люди есть. Такие люди могут создать вам проблемы не только своим присутствием, но и одной-единственной присланной вам открыткой. Когда вы видите открытку с их почерком, вам сразу становится не по себе.

Поэтому мы начинаем практику медитации с этого известного человека. Создайте безопасную обстановку и сядьте в удобную вертикальную позу. Теперь пригласите образ вашего известного человека войти в ваше сознавание. Он всегда приходит в любом случае, но в этот раз вы приглашаете его или её, чтобы глубже всмотреться в этот опыт. Из чего именно состоит этот известный человек? Увидьте образ человека, характер этого человека, который вас так беспокоит. Почувствуйте энергетическое или эмоциональное присутствие этого человека. Когда ваш известный человек родился, у него или у неё не было никаких физических признаков или следов того, что вы видите сейчас. И не все люди разделяют ваше представление об этом человеке. То, что вы воспринимаете, — это ваш ум, ваше кармическое ви́дение, которое является скорее кармой, чем ви́дением.

Поэтому в этот момент, вместо того чтобы смотреть наружу и фокусироваться на этом человеке, посмотрите внутрь. Сделайте шаг назад и позвольте опыту войти в вас. Не шагайте вперёд, а шагайте назад. Не идите в свой офис, не звоните по телефону и не отправляйте электронные письма. Просто сядьте, закройте глаза и размышляйте об этом человеке, переживая то, что вы испытываете в этот самый момент. Это и есть ваше ви́дение. Оно очень сильно в вас, в вашем сознании. Этот известный человек сейчас является образом или ощущением. Возможно, в присутствии этого человека вы чувствуете себя сжатыми, замкнутыми или взволнованными; ощутите это полностью, а не только с помощью интеллекта. Сидите с образом известного человека и с возникающими чувствами и ощущениями, пока не осознаете, что этот опыт находится в вас, и не придёте к выводу: «Ви́дение — это ум».

Ум — это пустота

Следующий вопрос: «Что такое этот ум?» Найдите свой ум. Посмотрите от макушки головы до ступней. Можете ли вы найти что-нибудь незыблемое? Можете ли вы найти какой-нибудь постоянный цвет, форму или очертания, которые вы могли бы назвать своим умом? Если вы посмотрите прямо, то придёте к выводу, что ваш ум пустотен. Некоторые люди приходят к этому выводу очень быстро, другим же требуется изнурительный поиск, чтобы обнаружить это ясное осознание. Но ум таков. В любой момент вы можете загрязнить эту ясность, но, продолжая смотреть прямо, вы можете обнаружить, что сам ум просто ясен, чист. Ясный — значит пустотный. «Пустота» — это философский термин, но переживается она как ясность и открытость.

Так что то, что начиналось как известный человек, теперь ясно и открыто. Если вы не переживаете этого, значит, вы ухватились за образ и каким-то образом удерживаете этот опыт. Просто будьте. Расслабьтесь в этом переживании. Просто будьте. Ум пуст. Когда мы приходим к переживанию пустотности и обширности через портал известного человека, можно получить довольно сильное переживание пустоты.

Тензин Вангьял Ринпоче вместе со своими учителями. На фото слева: Йонгдзин Лопон Тензин Намдак Ринпоче. Справа: Его Святейшество 33-й Менри Тризин Лунгток Тенпай Ньима Ринпоче. Ок. 1967, Доланджи

Пустота — это ясный свет

Наш следующий вопрос: «Что такое эта пустота?» Иногда пустота пугает до такой степени, что кто-то может предпочесть даже своего известного человека этому ничто, где вы переживаете отсутствие себя. Но этот опыт открытого пространства очень важен. Он очищает идентичность, которая создаёт известного человека. Чтобы устранить препятствие в виде известного человека, нужно очистить идентичность, которая создаёт этого известного человека. Есть такое выражение: «Меч мудрости рубит в обе стороны». Не пугайтесь этого. Помните: «Пустота — это ясный свет». В ней есть свет. Можно почувствовать свет в отсутствии вещей.

Обычно в жизни мы накапливаем много вещей. Затем мы устраиваем большую распродажу, чтобы избавиться от этих вещей. На мгновение мы можем почувствовать «Аххх…» — чувство облегчения благодаря избавлению от старых вещей, но вскоре мы снова радуемся новым вещам, которые мы можем собрать, чтобы украсить и заполнить освободившееся пространство. Во время медитации, когда всё очистится, просто будьте с этим. Не концентрируйтесь на отсутствии вещей, а откройте для себя присутствие света в этом пространстве. Он там есть. Я не говорю, что распознать свет и соединиться с ним легко — очевидно, это зависит от того, насколько вы зациклены на проявлениях и на известном человеке. Я не говорю о ясном проявлении известного человека; я говорю о ясном проявлении пространства.

Когда вы смотрите на видимое, на проявление, и обнаруживаете, что это ум, а затем обнаруживаете, что ум пуст, появляется ясный свет. Когда вы ищете ум, вы его не находите. Когда вы ничего не находите, наставление дзогчен гласит: «Пребывайте без отвлечения в том, что не является усложнённым». То, что не было усложнено, — это пространство, открытость. Итак, вы ищете ум; вы ничего не находите.  И эта ненаходимость есть чистое пространство, которое не усложнено. Поэтому ничего не делайте. Ничего не меняйте. Просто позвольте. Когда вы пребываете в этом пространстве, ничего не изменяя, тогда то, что есть, — это ясный свет. Переживание или знание пустоты — это ясный свет. Это сознавание.

Ясный свет — это переживание просторной пустоты. Причина, по которой у вас есть известный человек, заключается в том, что вы переживаете себя как отделённого от опыта просторного, открытого пространства. Не осознавая обширного пространства, не будучи знакомыми с ним, вы переживаете проявления. Не осознавая видимое как ум, вы воспринимаете проявления как нечто твёрдое, отдельное, находящееся снаружи — и не только снаружи, но и беспокоящее вас и создающее всевозможные проблемы, с которыми вам приходится справляться.

Допустим, вы можете сказать: «Я очень ясно представляю себе направление своей жизни». Значит, вам что-то ясно. Ясность, на которую указывает Дава Гьялцен, — это не ясность в отношении чего-то; это ясность в смысле бытия. Вы ощущаете свою сущность, своё существование, своё бытие как ясность. Такая ясность — самая лучшая. Переживая эту ясность, вы преодолеваете сомнения в себе.

Ясный свет — это единство

Исходя из этого переживания просторной пустоты, мы говорим: «Ясный свет — это единство». Пространство и свет не могут быть разделены. Ясность относится к пространству, а свет — к сознаванию; сознавание и пространство нераздельны. Нет разделения между ясным присутствием и пространством, между сознаванием и пустотой.

У нас много представлений о единстве: инь и ян, мужское и женское, мудрость и сострадание. Когда вы уделяете пристальное внимание переживанию пустоты, вы переживаете ясность. Если вы пытаетесь искать ясность, вы не можете её найти — она становится пустотой. Если вы не находите и пребываете в этом переживании, оно становится ясным. Переживания ясности и пустоты едины в том смысле, что они не разделимы. Ясность — это переживание открытости. Если у вас нет переживания открытости, не может быть и ясности. То, что ясно, — это и есть открытость, пустота. То, что пусто и открыто, и является ясностью. Они нераздельны. Осознание этого называется единством.

Это означает, что наши переживания не влияют на наше отношение к открытости. Обычно переживания влияют на нашу связь с открытостью, потому что мы сразу же возбуждаемся и привязываемся. Мы цепляемся или становимся взволнованными, конфликтными и обеспокоенными. Когда этого не происходит, когда наш опыт возникает спонтанно и не омрачает нас, это и есть единство: нераздельное качество ясности и света. Вы свободны; вы соединены. Вы соединены, вы свободны.

Такой объединённый опыт, будь то в глубокой медитации или в жизни, встречается редко. Часто, если вы «свободны», это означает, что вы разъединены. Так что это переживание единства очень важно. Иметь возможность делать что-то и чувствовать себя свободными, иметь возможность быть с кем-то и при этом ощущать свободу — это так важно. Вот что значит «ясный свет — это единство».

Единство — это великое блаженство

Если вы осознаете и ощутите это нераздельное качество, то сможете испытать блаженство. Почему переживается блаженство? Потому что исчезло прочное препятствие на пути к глубокой связи с самими собой. Вы можете испытывать сильное блаженство, потому что вы что-то освободили. Блаженство приходит спонтанно, потому что нет ничего, что омрачало бы вас или отделяло от вашей сущности. У вас есть ощущение, что всё завершено, как оно есть.

Итак, вы начинаете с известного человека, а заканчиваете блаженством. Чего ещё можно желать? В нескольких строчках — основа всей философии дзогчен. Известный человек, которого вы проецируете, — это великое блаженство, но вы должны понимать, что это ваш ум, а сам ум — пустота. Затем отсюда пустота — это ясный свет, ясный свет — это единство, единство — это великое блаженство. Вы можете испытать это в одно мгновение. В тот момент, когда вы видите известного человека, вы можете мгновенно увидеть свет. Но иногда нам приходится пройти через более длительный процесс, чтобы увидеть это. Это вопрос способности. Так что это продвижение, этот процесс и есть наша практика. Она требует времени. Но есть чёткая карта.

Эти пять принципов можно применять в повседневной практике. Вы можете заниматься этой практикой в любом месте, в любой момент, и особенно когда вас беспокоит известный человек. Когда возникает сложное обстоятельство, конечно, можно просто смириться с ним или попытаться найти одно из множества решений. Но как практикующий дзогчен, вы занимаетесь именно практикой «Пятичастного учения». Возможно, вы упустили деловую сделку и чувствуете себя плохо. Что на самом деле означает слово «упустили»? Вы смотрите на это; это ви́дение. Будь то ви́дение, основанное на страхе или на жадности, вы смотрите прямо на это переживание. Будьте с этим опытом. Затем вы осознаёте, что это ум, и, взглянув на свой ум, обнаруживаете, что ум ясен — просто ясен. Даже когда у нас много проблем, суть ума всегда ясна. Он всегда ясен. Всегда есть возможность соединиться с сущностью ума, а не с его запутанным аспектом.

Как мы завершаем

Мне очень нравится эта практика. С одной стороны, она очень практична. Она даёт вам инструмент для решения очень конкретной ситуации. С другой стороны, она направляет вас прямо в суть, в корень себя. Меня всегда поражает, когда люди ссорятся друг с другом и говорят: «О, этот ужасный человек. Мы долгое время были хорошими друзьями, и я всегда думал, что этот человек такой честный. Мне потребовалось много времени, чтобы понять, что этот человек на самом деле ужасен». То есть вы делаете вывод, что этот человек ужасен. Вы слышали, как люди говорят подобные вещи? Это не совсем здоровое решение. Это всё равно что пойти на психотерапию и понять: «Мой отец был действительно плохим парнем. Теперь я чувствую себя намного лучше». Конечно, вы можете осознать какой-то сложный аспект своей ситуации, но осознание этого — не вывод, не завершение. Вам нужно сделать сутевой, корневой вывод, прийти к тому месту в себе, где вы осознаете, что ваш ум ясен и блаженен, а образ, который вас беспокоил, наконец-то растворится благодаря медитации.

Как мы завершаем здесь? Завершение — это блаженство. «Единство — это великое блаженство». Что может быть лучше этого вывода? И он будет таким, если вы откроете свой ум для познания, будете доверять и желать всем сердцем. Очень важно желать всем сердцем, молиться о глубоком опыте. Потому что если то, о чём вы думаете, не так глубоко, то и результат не будет таким глубоким. Молясь, вы открываете своё сердце и получаете благословение непринуждённости. Качество непринуждённости — это качество сердца, а преданность и молитва открывают сердце. Поэтому молиться — это прекрасно. Молитва создаёт намерение и направляет вас в нужное русло, поэтому, когда вы будете выполнять практику медитации — непосредственно смотреть и быть с вашим переживанием, — это сработает.

Я призываю вас практиковать этот сердечный совет Давы Гьялцена, смотреть прямо на то, что вас беспокоит, и обнаруживать природу своего ума. Благодаря глубокой простоте этих пяти строк вы не только сможете исцелить свою повседневную жизнь и сделать её более лёгкой и приятной, но и осознать и соединиться со своей внутренней сущностью, природой вашего ума как будды.

Вопросы и ответы

Вопрос: С точки зрения переживания «ви́дение — это ум» кажется, что наш цепляющийся ум, наш маленький ум отличается от естественного состояния ума, которое является ясным светом. Я не знаю, как преодолеть разрыв между цепляющимся умом и пустотой, потому что цепляющийся ум не кажется пустотным.

Тензин Вангьял Ринпоче: Он не кажется пустотным, но это так. Если вы посмотрите на океан, то увидите, что он тихий и спокойный, или с мелкой рябью, или с более крупной рябью, или с маленькими волнами, или с большими волнами. Все эти проявления — от спокойствия до ряби и волн — обладают качеством влажности. Все они — вода в разном обличье. Внешний вид океана никогда не может быть ничем иным, как водой, каким бы бушующим или спокойным он ни казался. Точно так же, каким бы ни было ви́дение, оно всегда пустотно. Сущность всегда там. Вопрос лишь в том, способен ли я увидеть её или нет?

Вопрос: Это прекрасно, когда известный человек растворяется, но у меня всё еще есть обязательства перед ним или ней, ответственность. Он или она — мой ребёнок. Поэтому ситуация с «известным человеком» может повторяться. Продолжать ли мне растворять её таким же образом?

Тензин Вангьял Ринпоче: Конечно. Известный человек может оставаться известным, не беспокоя вас так сильно. Причина, по которой мы называем его или её «известными», заключается в том, что они на самом деле беспокоят вас. Действительно ли им нужно беспокоить вас? Нет. Он или она могут быть такими, какие они есть, или они могут быть другими, но они не должны беспокоить вас. У нас есть ожидания, что всё должно быть определённым образом. Действительно ли они должны быть какими-то определёнными? Нет.

Возьмём ситуацию, в которой я пытаюсь помочь своему ребёнку. Как я пытаюсь помочь? Я хочу, чтобы он ходил в школу и хорошо учился. Так в чём же проблема? Ну, у ребёнка есть некоторые трудности с учёбой. Так что я пытаюсь сделать всё, что в моих силах, в сложившихся обстоятельствах. Если у меня это получается, то о чём мне беспокоиться? Кто-то учится быстрее, кто-то медленнее. Верно?

Но проблема не в том, что ребёнок учится слишком медленно, а в том, что я не могу принять ситуацию. Дело не в ребёнке, а во мне. У меня есть некая фиксированная идея о том, что было бы хорошо для моего ребёнка. Обычно так и происходит. Я думаю: «То, что я хочу, хорошо для тебя». Ребёнок, вероятно, не согласен. Его может интересовать совсем другое, чем меня. Однако я чувствую себя боссом, и, конечно, это так: я несу моральную ответственность и так далее. Но есть место, где всё уже в порядке просто как оно есть. Мне нужно это осознать.

Вопрос: Может быть, из-за отсутствия практики осознания того, что «ви́дение — это ум», я чувствую, что есть какой-то крючок, который тянет меня назад: «Да, но этот известный человек действительно злой»?

Тензин Вангьял Ринпоче: Я не утверждаю, что это единственный способ справляться с жизнью. Это один из способов дзогчен. Это не сансарический способ, но иногда нам приходится обращаться к сансарическим способам. Если кто-то пытается меня обмануть, конечно, мне это не нравится. Если кто-то просит меня о чём-то, я не против дать. Но если кто-то берёт у меня что-то, то я не хочу давать. Если этот аспект меня кажется тем, кто я есть на самом деле в данный момент, тогда я буду бороться или делать всё, что нужно. Дело не в том, что один подход более правильный, чем другой. То, кто я есть, и то, какие осознания у меня есть, определяет, насколько умело я могу действовать. В конце концов истинный смысл победы — это практика. Но в общепринятом смысле мы делаем всё, что должны делать. Естественно, мы защищаемся и сражаемся. Иногда вы защищаетесь, сражаетесь, но всё равно проигрываете. Тогда, возможно, у вас нет другого выбора, кроме как увидеть в этом пустотность! Это сильный способ обнаружения пустотности.

Автор: Вангьял Ринпоче Тензин

Лама тибетской традиции бон, обладатель звания геше, автор книг, посвящённых учениям дзогчен. Является основателем и президентом Института Лингминча.