Журнал «Эрос и Космос» делится с читателями радостной новостью: на русском языке в издательстве «Ганга» вышла первая книга из серии «Алмазное сердце» кувейтско-американского психолога, мыслителя и духовного наставника А. Х. Алмааса. С любезного разрешения Александра Нариньяни, выпускающего редактора серии «Самадхи», мы публикуем третью главу из книги «Элементы настоящего в человеке» — «Алмазный подход к Работе».
***
Мы называем подход к внутренней работе, которую мы делаем здесь, «алмазным подходом». Что мы подразумеваем под этим? Есть два уровня смысла. Один из них буквальный, а другой — метафорический. Буквальный смысл труднее понять, потому что его понимание требует опыта, поэтому пока я буду говорить только о метафорическом значении.
«Алмазный подход» означает метод, который использует качества огранённого алмаза (или бриллианта), — то, что я называю алмазным восприятием. Алмаз имеет исключительную точность, и он может прорезать твёрдые материалы, не будучи разрушен. Подход, который мы используем здесь, сфокусирован и точен, как лазерная хирургия. Кроме того, как и алмаз-бриллиант, наш подход долговечен, ценен и драгоценен.
Мы также используем слово «Работа», когда говорим об алмазном подходе. Полезно знать, что это означает, чтобы мы могли более точно понять, что мы здесь делаем. Насколько мы знаем, люди всегда отличались от животных тем, что они страдают от определённого вида боли, которую другие существа не испытывают. Все формы жизни страдают от болезней, несчастных случаев, смерти. Но помимо этого люди испытывают эмоциональные и душевные страдания и мучения. Мы знаем, что на протяжении всей истории люди испытывали эмоциональную боль, недовольство, отсутствие удовлетворения и умиротворения. То, что люди переживают сейчас, не является чем-то новым; это существовало всегда. Может быть, наши страдания больше, чем тысячи лет назад, но это всё ещё, как правило, те же страдания.
В дополнение к этому общечеловеческому положению дел всегда существовала горстка людей, обладающих знанием, что большинство этих страданий связано с отчуждением человека от самого себя. По большей части наше неудовлетворение связано не с болезнью или материальными проблемами, а с тем, что мы не являемся самими собой. Со страданиями, вызванными болезнью или старением, мало что можно поделать. Однако некоторые люди видели, что эмоциональные страдания не являются неизбежными в той же степени. Это связано с тем, что мы не знаем, кто мы, не знаем Бытия, нашей истинной природы, у нас нет свободы быть самими собой. Именно это отчуждение оставляет нас с чувством пустоты и глубоких страданий, что со временем приводит к физическим трудностям, психосоматическим заболеваниям и другим проблемам.
Наряду с этим знанием причины наших страданий существует также знание о том, как привести человека обратно к себе, если он хочет и способен следовать этому пути. «Работа»1 — это любой путь, школа или метод, который признаёт факт страдания и причину ненужных страданий и направлен на то, чтобы вернуть человека к его истинной природе, которая позволит ему устранить ненужные страдания.
Цель Работы, однако, в первую очередь заключается не в искоренении страданий. Желание вернуться к истинной природе — это врождённый импульс, который наличествует даже при отсутствии страданий. Чем больше мы в контакте с самими собой, тем больше мы чувствуем это исконное желание узнать себя и быть теми, кто мы есть на самом деле. Мы стремимся к свободе жить так, как мы должны жить, чтобы реализовать весь наш потенциал. Когда мы не живём так, мы страдаем. Это страдание, в отличие от проблемы, которую стремится решить Работа, является просто тягой к нашему истинному «я», подобной сильному голоду. Это сигнал о том, что мы хотим вернуться к нашей истинной природе. Цель многих школ и методов на протяжении всей истории заключалась в том, чтобы вернуть людей к их истинной природе. Этот импульс вдохновил религии и духовные движения во всём мире. Работа, как мы видим, очень стара. Она сосуществует с человечеством на протяжении всей его истории.
Так что же, если говорить более конкретно, представляет собой алмазный подход к Работе? Чтобы приблизиться к пониманию алмазного подхода, мы можем взглянуть на трудности, связанные с Работой. Всегда считалось, что Работа есть то, чем очень сложно заниматься как людям, участвующим в ней, так и тем, кто основал школы для занятий Работой. Было также принято считать, что очень немногие люди — лишь небольшая часть человечества — попытаются встать на путь возвращения к себе, ещё меньше доберутся докуда-нибудь, и ещё меньше на деле завершат этот путь. Этот путь опасен, и из-за этого очень немногие пытались его совершить, и очень, очень немногие завершили его. Люди видели это так: сама природа Работы сложна и опасна. Однако сейчас мы понимаем, что, вопреки предположениям прошлого, сложной оказывается не сама природа Работы. Причина, по которой прежде так казалось, заключается в первую очередь в том, что у нас не было определённого вида знаний — того, что мы называем психологическим знанием.
Предполагалось, например, что человек нуждается в огромной силе воли и решимости, чтобы иметь возможность заниматься Работой. Эта задача требует огромной силы воли и решимости, и в прошлом именно ученика обвиняли в неспособности применить силу воли в достаточной степени. Учитель говорил, что, дескать, ученик недостаточно целеустремлён, недостаточно привержен цели, он был недостаточно волевым. И это было правдой. Это всегда происходило и происходит в процессе Работы. Поэтому учителя подталкивали учеников, делая всё, чтобы заставить их продвинуться вперёд — искушая их, управляя ими, — одним словом, делали всё, что может помочь добиться успеха в том, чтобы заставить их использовать свою волю и решимость продолжать работать.
Теперь мы понимаем, что человек не может использовать свою волю, если воля заблокирована или подавлена. Мы знаем, что воля блокируется и подавляется по конкретным причинам. Наша работа в этой группе показала нам, что одной из многих причин подобного рода подавления является страх перед кастрацией. Этот бессознательный страх хорошо известен и задокументирован в психоаналитической литературе, хотя его связь с волей, как правило, не просматривается. Как только человек пытается использовать свою волю, он начинает испытывать ужасный страх — страх кастрации. Это может быть кастрация как отсечение гениталий или кастрация ощущения собственной самости, энергии, воли. Человек даже не знает, что испытывает этот страх. Он знает только, что его воля недоступна, что он не может действовать решительно, не может делать трудные вещи.
Как этот человек обретёт свою волю, когда он чувствует, что с ним случится что-то ужасное, если он приблизится к ней? Этот страх может проявляться как чувство «со мной что-то случится», или «я умру», или «я сейчас попаду в аварию» — и тому подобные вещи. Каким бы убедительным ни был учитель, человек не может приблизиться к этим страхам. Дело даже не в том, что он не хочет использовать свою волю; дело в том, что он не умеет и не может делать этого. Его воля неприступна из-за её постоянного подавления. Она была отрезана из-за конкретных бессознательных опасений. Поскольку страхи бессознательны, сознательный разум не имеет над ними контроля. Так что, когда вы сопротивляетесь страхам, они становятся сильнее. Учитель может затем сказать ученику «уступить», «смиренно отдаться». Ученик может знать, что ему действительно лучше уступить, но не знает, как это сделать. Сама мысль об этом приводит его в состояние ужаса. Что значит «уступить» или «смиренно отдаться»? Для бессознательного смиренная отдача себя означает потерю, отказ от части себя, распад — ужасные вещи.
Было также сказано, что очень мало людей занимаются Работой, потому что большинство людей не собираются брать на себя достаточных обязательств. Люди не решаются ступить на такой путь, потому что боятся потерять свою личную свободу. Учитель затем обвиняет ученика в том, что он недостаточно привержен делу. Он или она говорят: «Вы должны быть более преданными». Или: «Вы просто не знаете, что хорошо для вас».
Это может быть и правдой, но это ничего не решает. Ученики стараются быть приверженными делу, но теперь мы знаем, что вопрос приверженности связан с некоторыми очень глубокими трудностями. Мы знаем, например, что, для того чтобы человек мог действительно посвятить себя Работе, ему приходится иметь дело со своими бессознательными страхами по поводу разлучения (или сепарации). У всех нас есть глубокий страх потерять наше чувство идентичности, наше чувство того, кто мы есть, нашу «отдельность», нашу индивидуальность. Хотя в действительности в Работе не случается потеря этих вещей: скорее, наоборот — есть подлинные причины для этих опасений. Они происходят из бессознательных убеждений, которые возникли в младенческом возрасте. Бессознательное считает, что если человек посвящает себя чему-либо, он теряет себя. В некотором смысле это действительно так. Когда мы делаем Работу, мы проходим через отделение от ложной личности, с которой мы отождествляемся вначале. Чтобы сохранить приверженность Работе, мы должны преодолеть эти опасения потери идентичности. Только тогда можно увидеть и развить нашу истинную идентичность.
Приверженность Работе ради нахождения себя для большинства людей не имеет смысла из-за их бессознательных убеждений о приверженности. «Что значит „посвятить себя“? — спрашивает бессознательное. — Если я посвящу себя, что останется от меня?» Из нашей Работы мы знаем, насколько острыми и убедительными являются эти тревоги. Мы признаём, что многие из этих тревог бессознательны; сначала мы даже не знаем, что они существуют. Они просто влияют на нас. Мы видим это в отношениях. Мы знаем, как трудно посвятить себя отношениям, даже если чувствуем, что нашли человека, которого искали, и наши проблемы должны на этом закончиться. Бессознательное говорит: «Подождите минутку! Что со мной теперь будет?». Эти же бессознательные конфликты возникают, когда вы хотите посвятить себя Работе. Таким образом, мы видим, что нам было трудно делать Работу, потому что приверженность, воля, понимание были, как правило, недоступны из-за подавленных страхов и сопротивления, которые полностью бессознательны, контролируют наше поведение и становятся сильнее, если мы оказываем им противодействие.
Поскольку ложная личность является барьером, который блокирует наш контакт с нашей истинной природой, Работа всегда требовала, чтобы люди начинали вносить изменения в модели-паттерны поведения, которые являются проявлениями их ложной личности. Чтобы помочь ученикам разотождествиться с чувством собственной личности, различные школы Работы учили людей не быть эгоистичными, но быть щедрыми и сострадательными. Тем не менее, как мы знаем, если говорить ученикам не быть эгоистичными при работе с самостью, это не очень помогает в выполнении поставленных задач. Например, у нас есть определённые страхи и дефицитарности, которые делают нас жадными; мы не перестанем быть жадными просто потому, что кто-то говорит нам об этом. Возможно, мы бессознательно считаем, что должны бороться за то, чтобы просто выжить, даже если это очевидно не так в наших текущих обстоятельствах. Независимо от того, верим мы в это или нет, мы будем чувствовать себя жадными до тех пор, пока существует подобная бессознательная вера.
Бессознательные страхи и напряжённость, которые действуют как барьеры для опыта Сущности и потока физических и тонких энергий, рассматриваются через тонкие чувства как некий вид тьмы, блок в потоке энергии. Множество методов было разработано на протяжении многих лет, чтобы обойти эти барьеры, эти тёмные пятна, для того чтобы позволить энергии продолжить движение. Некоторые используют упражнения или асаны, пытаясь обойти те или иные барьеры. Некоторые проталкивают себя через тёмные пятна одной лишь силой воли или преданности: медитируют по десять часов в день в течение десяти лет и т. п. Эти методы очень мощные, и они работают — но обычно только для счастливого человека, не имеющего множества препятствий, во всяком случае непреодолимых.
Занимающиеся Работой люди знают, что эти барьеры связаны с обусловленностью и что ложная личность возникает из обусловленности. О качествах ложной личности известно многое: о том, как она ведёт себя, как она отводит человека от Сущности. Некоторые методы занимались разработкой «противоядий» для каждого тёмного качества; они могут принимать форму различных медитаций, упражнений, визуализаций, йоги и т. д. При использовании этих методов учителям пришлось интенсивно работать, чтобы толкать и тянуть учеников через препятствия, — как правило, с ограниченным успехом.
Из-за сложности пути учеников, как правило, принимали в Работу (особенно в серьёзных школах) только в том случае, если они действительно хотели всецело посвятить этому свою жизнь. Учителя знают, что если ученик не готов сделать это, путь никогда не может быть завершён. Это просто слишком сложно из-за опасений и сопротивления. Проводились все виды процедур отбора; человека могли испытывать в течение многих лет, прежде чем его принимали в Работу. Это было необходимо (и до сих пор практикуется в самых серьёзных школах), потому что для учителя проводить время с учеником, который не будет двигаться по пути, является пустой тратой времени.
Таким образом, мы видим, что очень мало людей могли заниматься Работой, чтобы научиться тому, что такое Сущность, и познать полноту того, что значит быть истинным человеком — взрослым представителем своего вида, а не младенцем. С точки зрения сущностного развития большинству людей всего несколько лет. Существует очень мало взрослых.
Очень мало людей могли заниматься Работой, чтобы научиться тому, что такое Сущность, и познать полноту того, что значит быть истинным человеком
Именно изменения и открытия в психологии, которые произошли прежде всего в двадцатом веке, позволяют нам увидеть, как люди застряли в детстве и обусловлены этим состоянием. Подход психологии и психотерапии, возникший на Западе, является новым подходом к проблеме эмоциональных страданий. Со времён Фрейда накопилось много знаний о бессознательном и личности. Психология, наука о разуме, обеспечивает тот объём понимания, которого так не хватало в Работе. Но те, кто развил знания и практику психологии, вообще-то не являются теми, кто находится в Работе. Они стремятся облегчить страдания, пытаясь урегулировать конфликты на эмоциональном уровне. Как правило, Сущность не признаётся в психологии и психотерапии, поэтому они не видят отчуждения от Сущности. Они видят, что люди не в контакте со своими эмоциями и ощущениями; они видят, что ими управляют сложные структуры бессознательных убеждений, страхов и защитных механизмов. А вот это «надбавочное» измерение — существование истинной Сущности, как правило, в психологических теориях не рассматривается и не принимается во внимание.
В наши дни психологические теории и психотерапевтические подходы постоянно расширяются, но ни один из них не кажется полным, и у них разные показатели успеха. С точки зрения Работы очевидно, что эти подходы не могут быть полностью успешными в преодолении страданий, если они не принимают во внимание Сущность и нашу отчуждённость от неё. Самой базовой причиной наших страданий является не эмоциональный конфликт. Мы переживаем эмоциональный конфликт, потому что не знаем своей истинной природы. Это отличается от психологии, которая рассматривает эмоциональные конфликты как причину страданий. Пережитые в детстве проблемы с окружающей средой порождают в нашей бессознательной психике конфликты, которые, в свою очередь, вызывают трудности в нашей повседневной жизни. Люди не видят, что эти конфликты порождают отчуждение от основных частей нас самих, которые являются источником нашего счастья, радости и удовлетворения.
Предположим, что всякий раз, когда человек выражал свой гнев в детстве, его мать отвергала его, отступала от него или пугалась. Поскольку индивид отождествляет мать с любовью и слиянием (по крайней мере в младенчестве и раннем детстве), то, когда он позднее будет испытывать гнев, он будет бояться потери любви и слияния. В его прошлом качества любви и слияния не были совместимы с гневом. Его мать отстраняла свою любовь от него, когда он выражал гнев. В нашей Работе мы понимаем, что сила и сексуальность тесно связаны с гневом; в них участвует энергия отделения (сепарации), или агрессии. Поэтому, когда подобный человек испытывает любовь и слияние с другим человеком или ситуацией, он чувствует угрозу своей силе и сексуальности. Это ткань боли и замешательства, от которых мы страдаем в нашей повседневной жизни. Как многие из вас видели в своей Работе здесь, мы, как правило, не можем приблизиться к основным состояниям, связанным с любовью, гневом или сексом, не испытывая тревоги, страха и даже паники.
И что это значит? Наши детские переживания разочарования, конфликтов и отвержения приводят к утрате сущностных состояний. Поскольку это именно те качества, по которым мы так томимся, путаница и неудовлетворённость в нашей взрослой жизни неизбежно коренятся в этой утрате. Потеря переживается как чувство пустоты, бессмысленности, омертвелости, нехватки (или дефицитарности).
Подводя итог, мы видим, что эффективность школ Работы была ограничена отсутствием знаний о специфических бессознательных барьерах, которые мешают нам испытывать соответствующие сущностные состояния, составляющие нашу истинную природу. Эффективность психотерапии, в свою очередь, ограничена неведением относительно сущностных состояний; заключения в ней выводятся на уровнях эго и эмоций, которые не являются уровнями, способными принести нам окончательное удовлетворение.
В последнее десятилетие некоторые люди начали интегрировать эти два подхода и добились определённого успеха в зависимости от их опыта и знаний. Но это ещё не алмазный подход к Работе. До сих пор попытки интегрировать Работу со знанием о процессах обусловливания и структуре бессознательного были очень общими. Они были эффективны для некоторых людей, но они по-прежнему увековечивают ненужный раскол между учеником, который всё ещё в значительной степени отождествляется со своей ложной личностью, и переживанием этим учеником своей Сущности. До сих пор закономерность заключается в том, что психологическая работа, как ожидается, будет вести учеников из пункта А в пункт Б. Затем Работа, как ожидается, должна будет привести их из пункта Б в пункт В. Психологическая работа проводится для того, чтобы растворить ложную личность; только тогда появляется возможность для сущностного развития.
Алмазный подход отличается от этих подходов тем, что он работает над восприятием и растворением ложной личности одновременно с восприятием и развитием сущностных состояний. Чтобы объяснить, как работает этот метод, я кратко расскажу о том, что мы называем «теорией дыр».
Алмазный подход работает над восприятием и растворением ложной личности одновременно с восприятием и развитием сущностных состояний
В истории Работы и литературе о ней мы видим: знание того, что мы называем «Сущностью», является основной целью Работы. В западной философии Платон говорит о чистых идеях, или платоновских формах. Платон, ученик Сократа (человека, осуществлявшего Работу), писал о дискуссиях Сократа с учениками относительно того, что называется «вечными истинами». (Мы называем их качествами Сущности. К ним относятся мужество, правда, смирение, любовь и т. д.) Сократ хотел показать, как люди учатся этим вещам. Он показал, что мы не можем учиться этому у кого-то другого. Никто не может научить вас качеству мужества или любви. В своих заключительных аргументах он показал, что мы знаем эти вещи лишь путём их припоминания.
У каждого человека есть некоторая память об этих сущностных формах. Мы видели в нашей работе, что стабильная характеристика сущностных состояний — это чувство, что вы уже знали это раньше; вы здесь уже бывали, вы вспоминаете более фундаментальную реальность, которую вы в процессе жизни забыли. Итак, мы знаем, что, хотя мы в целом того не осознаём, эта память о Сущности присутствует, и мы знаем, что процесс припоминания нашей Сущности — это процесс вспоминания самих себя, возвращения к нашей истинной природе.
Есть ещё одна вещь, которую мы должны знать, чтобы понять, как работает наш метод: она заключается в том, что Сущность — это не один большой кусок чего-то, не одно состояние, переживание или режим бытия. Сущность имеет множество состояний или качеств (или она является ими). Существует истина, существует любовь, существует сострадание, существует объективное сознание, существует ценность, существует воля, существует сила, существует радость. Всё это — разные качества Сущности. Они являются различными гранями алмаза, отражающими различные цвета.
Хотя всегда было известно, что «Сущность» имеет много граней, большинство школ уделяют больше внимания одному качеству или кластеру качеств, чем другим. Некоторые школы, например, делают акцент на Любви. Они используют приёмы для развития Любви. Они говорят о Любви. Они молятся. Они поют. Они поклоняются гуру. Они поклоняются Богу. Они предают себя Любви. В других подходах особое внимание уделяется служению и работе. Одни больше используют энергетические центры живота. Иные подчеркивают Истину или поиски Истины. Иные — Гурджиев, например, — подчеркивали важность Воли, при помощи которой человек прилагает максимальные усилия. Аспекты Сущности, выделенные тем или иным методом, зависят от опыта и характера учителя или создателя метода. Часто учитель должен был прорабатывать определённую часть себя более глубоко, чем другие части. Качество Сущности, связанное с этой частью, может быть очень сильным. Так как именно благодаря этому качеству учитель достиг понимания и воплощения Сущности, он развивает свой метод преподавания вокруг этого качества.
Очень немногие школы работали с Сущностью во всей её полноте. Это приводит к кажущимся разногласиям между различными учениями. Мухаммед говорит совсем иначе, чем Иисус, и Будда говорит по-своему. Нынешние учителя говорят разные вещи. Некоторые учат смиренно предавать себя в руки Бога. Некоторые ищут «голубую жемчужину». Некоторые говорят, что нужно прилагать сознательные усилия, искать свою волю. Некоторые говорят, что ответ — Пустота. Поскольку большинство этих людей не знают, что Сущность имеет много качеств, каждый думает, что другие ошибаются. Если вы верите, что чрезвычайные усилия воли ведут вас к вашей сущности, вам кажется очевидным, что любовь здесь не сработает. Любовь может означать для вас слабость, сентиментальность. Поэтому в некоторых группах, по крайней мере на какое-то время, воля развивается ценой любви, потому что они кажутся несовместимыми.
Мы знаем, что Сущность — это то, о чём мы узнаём путём припоминания, — вспоминая о том, что мы когда-то знали. Вы все имели непосредственный опыт переживания этого. Итак, когда и почему мы забыли то, над чем мы сейчас работаем, пытаясь это вспомнить?
Каждый рождается с Сущностью. Ваша сущность, так же как ваше физическое тело, следует определённой закономерности развития. Новорождённый ребёнок в основном находится в состоянии, которое мы называем «сущностью Сущности» — недифференцированным состоянием единства2. В возрасте примерно трёх месяцев ребёнок пребывает в состоянии «слияния» (или «соединения»), которое необходимо для развития отношений с матерью. После слияния развиваются Сила, затем Ценность, Радость, Личная Сущность и так далее. Но из-за вмешательства окружающей среды и конфликта с ней такое развитие событий носит лишь частичный характер. Каждый раз, когда возникает боль или психотравма, происходит и снижение определённого качества Сущности. Это качество зависит от характера и времени психотравмы. Иногда нашей силе, иногда нашей любви, иногда нашей самоценности, состраданию, радости или интуиции наносится ущерб, и в конце концов они оказываются заблокированы.
Когда качество Сущности блокируется от переживания человеком, то вместо этого качества остаётся ощущение пустоты, недостатка, дыры, как мы видели в нашем обсуждении теории дыр. Вы видели в своей работе здесь, как вы и вправду ощущаете эту пустоту как дыру в вашем теле там, где соответствующее качество Сущности оказалось отрезано. Это создаёт ощущение, что чего-то не хватает и, следовательно, что-то не так. Когда мы чувствуем нехватку, мы пытаемся заполнить дыру. Поскольку Сущность была отрезана в этом месте, мы не можем заполнить дыру Сущностью, поэтому мы пытаемся заполнить её похожими, ложными качествами либо пытаемся заполнить её снаружи.
Предположим, например, что наша любовь к матери отвергается, а не ценится. Эта любовь в нас оказывается ранена, ей наносится урон. Чтобы избежать переживаний боли, мы умертвляем определённую часть своего тела и таким образом оказываемся отрезаны от милого качества любви в себе. Там, где должна быть эта любовь, у нас теперь пустота, дыра. Забывая, что это была наша любовь, мы думаем, что мы утратили что-то снаружи, и пытаемся вернуть это извне. Мы хотим, чтобы кто-то полюбил нас, — так, чтобы дыра была наполнена любовью.
С дырой связаны воспоминания о ситуациях, которые принесли боль, а также память о том, что было утрачено. Утраченное всё ещё находится там, но в подавленном, вытесненном состоянии. Поскольку мы не помним осознанно, что произошло или что мы потеряли, мы остаёмся с чувством пустоты и ложными качествами или идеями, которыми пытаемся заполнить дыру. Со временем эти дыры накапливаются. Они оказываются наполнены различными эмоциями и убеждениями, и этот материал становится содержанием нашей идентичности, нашей личности. Мы думаем, что мы являемся этими вещами. Некоторые люди остаются с небольшим количеством Сущности тут и там, но у людей, которые пережили наиболее острые проблемы в детстве, подавлено вообще всё, и это приводит к субъективному чувству и к тому, что они выглядят вялыми, почти мёртвыми.
Именно знание этих процессов делает возможной работу, которой мы здесь занимаемся, а именно — алмазный подход. Теперь мы можем иметь очень ясное понимание, мы можем быть очень точными. Это ясный способ возвращения людей к самим себе. Во-первых, люди должны научиться чувствовать себя, обращать внимание на себя, чтобы получить необходимую информацию. Большинство людей проходят через жизнь без этого самосознания, потому что они пытаются избегать чувства пустоты, ложности, чувства того, что что-то неправильно. Вы не можете заниматься Работой, избегая познания самого себя.
То, что может усилить вашу работу, включает в себя всё, что у вас есть, всю любовь к себе и всё понимание, которые вы имеете. Вы должны обладать некоторой открытостью (сознательной или нет) к вашему желанию вернуться к своей истинной природе. Кроме того, вы должны понимать, что ваши трудности происходят изнутри вас. Если вы принципиально считаете, что ваши проблемы будут решены путём зарабатывания большего количества денег или если вы станете красивее, заведёте детей, купите лучшую машину и т. д., вы не сможете заниматься Работой. Работа начинается с понимания, что трудности приходят изнутри нас, и чувства, что искомая наполненность также придёт изнутри.
Далее мы используем разнообразные формы древних методик, таких как медитации, для укрепления различных частей Сущности. Мы также используем различные психологические методы, чтобы понять блоки, связанные с проблемами вокруг различных аспектов Сущности. Вы можете наблюдать в себе определённые кластеры поведенческих моделей, которые окружают данный вопрос в любое время в вашей жизни. Если вы продолжаете работать над ними, вы заметите, что ведёте себя таким образом, чтобы заполнить определённую нехватку или дыру.
В этой Работе мы видим, как различные качества Сущности связаны с конкретными проблемами прошлого. Культивируется понимание взаимосвязей между сущностным состоянием, дырой, возникшей в результате потери этого состояния, эмоциями и убеждениями, которые мы создаём для заполнения дыр, а также конфликтами, возникающими в силу образующейся ложной личности. Эти отношения и паттерны одинаковы для каждого человека. Когда человек работает здесь, в группе, я могу сказать, по какому вопросу он работает над каким сущностным состоянием и какие недостатки задействованы в этом процессе.
Например, утрата Воли, как правило, связана с опасениями по поводу кастрации, о чём мы говорили ранее. Утрата Силы связана с подавлением гнева, а также со страхом разлуки с матерью (сепарации). Утрата Сострадания всегда происходит из-за подавления боли. Каждая из дыр, как правило, заполняется одним и тем же материалом, с вариациями в зависимости от истории детства, а также культурных и социальных обстоятельств человека. Сострадание, например, может быть заменено сентиментальностью и убеждённостью в том, что, мол, «я любящий человек». Интуиция может быть заменена чрезмерной способностью ума формировать идеи в воображении, а Сила — демонстрацией жёсткости.
Если вы тщательно разбираетесь с набором вопросов, связанных с данным состоянием, если вы видите аспект ложной личности, которая пыталась заполнить дыру, и если вы пройдёте весь путь в это чувство пустоты, вы доберётесь до потерянного ранее качества. Мы видели это снова и снова в нашей работе здесь.
Психотерапевты занимаются проблемами, но в общем они доходят только до ощущения нехватки (дефицитарности). Они видят изначальные проблемы и работают над их решением. Они не видят, что пустота исходит от недостатка Сущности. Они видят только ощущение пустоты и конфликты, которые вытекают из истории детства. Несомненно, клиенты в психотерапии иногда доходят до сущностных состояний, но обычный психотерапевт этого не видит, да и сам клиент не воспринимает это как нечто значимое. Он или она будут знать только, что чувствуют себя прекрасно, испытывают облегчение, а иногда даже будут переживать интенсивное чувство «возвращения домой к самому себе». К сожалению, основное состояние не будет признано тем, чем оно является на самом деле; переживание будет проигнорировано психотерапевтом и утрачено клиентом, за ним не будут следовать и не будут развивать его.
Когда вы работаете с человеком, который знает о том, что можно пройти через опыт утраты, или потери, вплоть до нахождения того, что было потеряно, и который признаёт эти сущностные качества, вы получаете возможность увидеть и развить вашу истинную природу. В этой Работе мы не заинтересованы в том, чтобы просто вернуться в ваше детство, чтобы понять условия, в которых вы находились, и конфликты, с которыми вам приходилось сталкиваться. Мы возвращаемся к изначальной дыре и просто переживаем её в своём опыте, не пытаясь заполнить.
В психотерапии, если вы имеете дело с конфликтом, когда вы хотели, чтобы ваш отец, который был эмоционально недоступен для вас, был с вами, вы чувствуете глубокую боль. Вы видите, что не можете получить своего отца в настоящем, поэтому решение должно относиться к другому человеку (иногда самому психотерапевту) для того, чтобы заполнить эти дыры. Это решение не работает. Вы можете попытаться восполнить недостаток потери любви любовью другого человека, но так как это ваша собственная любовь, ваша собственная воля, по которой вы так томитесь, то вы будете чувствовать неудовлетворение от любви и поддержки, получаемых от заменителя отца, — кого бы вы ни использовали в таком качестве, дабы восполнить нехватку.
В этой Работе мы знаем, что вы можете испытать свою любовь или волю, только позволяя себе переживать опыт дыр и дефицитарностей, связанных с этими качествами. Это сложно и страшно. Многие духовные дисциплины используют методы, позволяющие ученикам оставаться с этими вещами. Когда вы наконец сможете это сделать, может произойти реальная развязка — развязка в виде не просто разрешения эмоционального конфликта, но и восстановления утраченного качества. Именно присутствие качества любви устранит проблему любви для вас, а присутствие воли устранит чувство кастрированности или бессилия. Ничто другое к этому не приведёт.
Вы видели, что можете начать с любых эмоций, мыслей или трудностей и прорабатывать их, пробираясь прямо к первоначальной нехватке, или дефицитарности. Оставаясь с этим процессом, следуя за каждой проблемой на всём пути, вы наконец восстановите память о том, что потеряли, как говорил Сократ. И, припомнив, вы это получите. Всё, что вы потеряли, вы можете восстановить, прорабатывая таким образом. Всё без исключения.
Мы понимаем, что между психологическими проблемами и Сущностью нет разделения; они переплетаются, сплетаются воедино. Вот почему вы не можете начать с того, чтобы работать над устранением ложной личности и, когда это будет сделано, только тогда начать переживать и развивать Сущность. Без возвращения себе того, для замены чего создавалась личность, личность просто не может раствориться.
Причина, по которой алмазный подход может быть точным, заключается в том, что мы знаем, как каждый аспект Сущности связан с определёнными психологическими конфликтами. Мы можем использовать мощные психологические методы, чтобы помочь себе воспринимать и понимать эти конфликты, вытеснения и паттерны сопротивления. Нам не нужно бороться против сопротивления, тёмных пятен — мы просто проливаем на них свет. Через некоторое время они распадаются. Тогда проход прост. Мы можем течь через эти места, а не ходить вокруг них. Ходить вокруг них или проталкиваться через них — трудный и долгий путь. Наш путь имеет больше общего с пониманием, с точной алмазной ясностью.
Мы можем принять это понимание и увидеть его в связи с другими психологическими подходами и школами Работы. Так же, как различные школы Работы подчеркивают различные аспекты Сущности, различные психологические подходы подчеркивают различные дефицитарности, или дыры. Каждая школа психологии была разработана человеком, работавшим над доминантными переживаниями нехватки, которые он сам испытывал. Возьмём, например, Фрейда. Что он подчёркивал? Сначала он воспринял существование бессознательного. Он увидел, что вытесненный материал бессознательного состоит в основном из агрессивной силы и сексуального либидо. Агрессивная сила — это то, что мы называем сущностной Силой, а либидо — это сочетание двух аспектов Сущности: Силы и Соединяющей Любви. Фрейд занимался проблемами, связанными с нехваткой этих качеств. Он увидел барьер кастрационной тревоги, которая, как мы уже говорили, приводит к утрате Воли. Фрейдистская психология очень эффективно работает с этими дефицитарностями. Она может «докопаться» до самых сущностных качеств, связанных с ними.
Вильгельм Райх в основном имел дело с качеством Удовольствия и нехваткой, имеющей отношение к утрате Удовольствия, особенно сексуального удовольствия. Методы Райха ориентированы на то, чтобы показать человеку, каким образом он не в контакте со своим телом, показывая ему, что он не может стерпеть Наслаждение. Райхианские методы работы предназначены для вхождения и прохождения через препятствия на пути к Удовольствию.
Что подчеркивал Фриц Перлз? Необходимость научиться быть здесь и сейчас без каких-либо объяснений, без прошлого. Ключом к тому, с какой дырой взаимодействует подход Перлза, является факт, что он отправился в Японию, чтобы учиться у мастера дзен. Почему он интересовался дзен? Потому что качество, с которым имеют дело дзен-буддисты, является сущностью завершённости, полноты — быть полностью здесь и сейчас, чтобы видеть истинную природу вещей. Это то, что мы называем аспектом Светозарности (Brilliancy), и то, что в традиции дзен называют природой будды. Дзен-буддисты не занимаются каким-либо из конкретных качеств; они хотят пройти до самого конца. Итак, Перлз знал это интуитивно, хотя не совсем ведал, что искал. Должно быть, у него были некоторые аспекты этого качества Светозарности, которые тянули его к дзен и в конечном итоге привели к развитию гештальт-терапии, которая имеет ту же цель. Но дзен был слишком трудным, слишком медленным. Только один из десяти тысяч учеников проходит путь дзен до конца, и то лишь после сидения и смотрения на стену по десять часов в день на протяжении многих лет. В этом нет ничего весёлого, ничего. Если вы можете терпеливо высидеть в медитации двадцать лет или около того, позволить всем сопротивлениям пройти через вас, вы, возможно, сумеете в конечном итоге увидеть природу стены. Поскольку именно это качество и было самым сильным в Перлзе, он развил практику континуума сознавания и различные методы гештальта, которые доказали свою силу, помогая людям проникнуть в свои ложные личности или сделать прозрачным их воздействие.
Неофрейдисты — эго-психологи — занимаются главным образом нехваткой Ценности и самооценки (самоуважения); дефицитарностями различных оттенков Любви, проистекающих из объектных отношений; а также нехваткой, возникающей в результате отсутствия Личной Сущности, представляющей собою истинную индивидуальность. Их знания удивительно конкретны с точки зрения того, как эти дыры развиваются, хотя они и не знают о самих сущностных качествах, ведь работают в основном на уровне эго. Однако их знания очень полезны. Здесь мы используем их весьма плодотворно, когда люди узнают о своей Личной Сущности, своей ценности и способности переживать настоящую любовь к другому человеку.
В алмазном подходе мы используем эти различные методы, чтобы выяснить, какие именно эмоциональные конфликты способствовали потере определённого качества Сущности. Затем мы идём прямо в пустоту. Это позволяет вспомнить утраченный нами аспект. Это всегда работает. Например, мы вновь и вновь видели в нашей работе, что каждый, кто прорабатывает проблематику привязанности к матери и проходит через весь путь к чувствам нужды, тоски и обиды, в итоге попадает в то, что мы называем Соединяющим качеством Сущности3. Это замечательная соединяющая разновидность любви, при которой вы теряете свои границы и сливаетесь со всем.
Таким образом, вы видите, что, хотя мы выполняем задачи психотерапии в ходе этой работы, наш интерес заключается не в психотерапии. Наш интерес в Работе. Без собственно проработки Сущности нет решения наших страданий и возможности постичь нашу истинную природу.
Нам не нужно работать только над проблемами и симптомами, равно как нет необходимости удаляться в монастырь, дабы работать над Сущностью. На самом деле мы должны делать эту работу, пока находимся в миру. Именно в то время как мы находимся в отношениях, в то время как мы трудимся, ходим на работу, испытываем проблемы с автомобилями, имеем дело с денежными проблемами, у нас проявляется материал, с которым мы должны работать. Использование психологических методов наряду с методами Работы позволяет нам достичь цели Работы проще и эффективнее, чем это часто было возможно в прошлом.
Необходимо видеть, что наши поиски понимания и истины являются самыми важными вещами, ибо эти вещи в итоге приведут к возможности переживания и развития всех аспектов нашей Сущности. Однако развить один аспект Сущности без других невозможно. Например, мы не пытаемся развивать одну лишь любовь. Мы не хотим, чтобы вы были всего лишь любящими. Если у вас есть любовь, но нет воли, ваша любовь не будет настоящей. Или если у вас есть воля, но нет любви, вы будете могущественными и сильными, но без представления о настоящей человечности, наслаждении или любви. Если у вас есть любовь и воля, но нет объективного сознания, то ваши любовь и ваша воля могут быть направлены на неправильные вещи. Ваши действия не будут точными или уместными. Только развитие всех качеств позволит нам стать настоящими, полноценными людьми.
Работа, которую мы делаем здесь, требует приверженности, преданности и искренности. Мы не требуем этого в абсолютном смысле, потому что понимаем, что у людей существуют барьеры, которые необходимо преодолеть. Точно так же я не прошу абсолютного послушания или абсолютного доверия. Я просто прошу вас попытаться понять себя. Благодаря своему опыту вы узнаете, заслуживает ли наш подход доверия, и со временем вы увидите, что вам мешает довериться. Нет необходимости в слепом доверии, или слепой любви, или ещё чём-то слепом. Алмазный подход — это ви́дение, понимание.
Вначале ученику нужны только искренность и понимание того, что препятствия на пути к реализации и сама реализация находятся внутри. Это относится и к учителям. Кроме того, учитель должен иметь способность воплощать сущностные качества и, как следствие, — иметь возможность воспринимать их в ученике. Необходимо, чтобы я воспринимал вашу Сущность и знал, что именно я вижу. Единственный способ, которым я могу это узнать, — это испробовать её, испытать её внутри себя.
Это те же вещи, которые всегда требовались в Работе. Теперь мы добавили новые знания этого века — огромные познания психологии. Я думаю, что мы используем их правильно — так, как их и следует использовать. Я благодарен людям, которые развили эти знания. Есть ли у вас вопросы?
У.: У меня вопрос о сопротивлении. Алмазный подход заключается в том, чтобы рассечь и прорваться (англ. cut through, буквально «прорéзаться». — Прим. ред.) через сопротивление. Чем это отличается от проталкивания? Это похоже на ви́дение насквозь?
А. Х.: Да. Под прорезанием, или прорывом, подразумевается ви́дение, понимание. Это не означает использование ножниц. Именно алмазно-бриллиантовое восприятие — чёткое, точное восприятие — есть то, что прорезает насквозь. Ясное, сфокусированное алмазное восприятие поможет вам точно увидеть, какие проблемы присутствуют в вашей жизни. Когда вы будете видеть и понимать их, эти проблемы будут автоматически отпадать по мере того, как вы будете видеть, что истинно, а что ложно.
У.: То есть это не похоже на ситуацию, когда присутствует сопротивление, а я его отталкиваю, противлюсь ему?
А. Х.: Нет. Одной из частей понимания является понимание сопротивления пониманию. Одной из частей Работы является умение разотождествляться — не верить проявлениям своего сопротивления и не отождествляться с эмоциональными конфликтами, но видеть, что они являются симптомом того, что более фундаментально неправильно. Люди воспринимают свои дефицитарности, свои дыры, словно с ними что-то не так. Коль скоро они верят, что что-то не так и ничего нельзя с этим сделать, они всегда пытаются заполнить дыру. А что ещё им остаётся делать? Но мы видим, что дыра, нехватка, чувство, что в чём-то нуждаешься, — это не проблема. А что является проблемой — так это потеря определённого аспекта Сущности.
Мы можем взять знания, которые были кропотливо собраны и структурированы Фрейдом и его последователями, и использовать их для нашей работы. Мы также продолжим использовать некоторые из старых методов — различные медитации и способы направлять внимание на самих себя. И у нас есть очень эффективное алмазное знание, которое помогает нам устранить барьеры без обходов и отклонений — через прямой выход на непосредственное и полное самопонимание.
Вы должны научиться видеть насквозь все ваши конфликты, страхи, вину, гнев, вашу любовь, вообще всё, чтобы со временем в вас проявлялось всё больше сущностных качеств. Если вы сможете выполнить эту работу основательно и полностью, то со временем обретёте наполненность и завершённость. Никаких дыр, но лишь крепкая Сущность. Алмазный подход прослеживает нити страданий в нашей жизни к самым их истокам, что позволяет вернуться к самой Сущности.
- С большой буквы — «Работа» (англ. the Work). — Прим. ред. ↩
- Этот момент стал одним из камней преткновения в отношениях к работам А. Х. Алмааса для такого видного исследователя, как Кен Уилбер, который поставил под сомнение, что новорождённый младенец действительно пребывает в состоянии Сущности, а не в досознательном дремотном состоянии. Дискуссии этих двух авторов посвящено много страниц в книгах их обоих. Учитывая этот и несколько других моментов, Уилбер, однако, всё же рекомендует алмазный подход «как, вероятно, самую сбалансированную из широкодоступных духовных психологий / терапий». — Прим. ред. ↩
- Или сущностное Слияние-Соединение (Merging Essence). Феноменологические понятия, которые А. Х. Алмаас использует для наименования различных сущностных качеств, зачастую трудно переводить единообразно. В некоторых контекстах уместно использовать термин «слияние», особенно когда речь идёт о состоянии слияния с матерью, в других — более уместно говорить о соединении. — Прим. ред. ↩