Журнал «Эрос и Космос» делится с читателями ещё одним материалом на основе записей ретрита Роба Бурбеа, посвящённого джханам. Конспективный перевод подготовил Сергей Гуленкин.
***
Я хочу поговорить о переживании пити, блаженства в медитации. В широком смысле можно сказать, что есть два подхода или два направления, с помощью которых практикующий работает, играет, чтобы в конце концов возникло переживание пити. Но эти два подхода не такие уж противоположные. И они не являются взаимоисключающими. Но у человека обычно преобладает одно направление или другое.
- Первое — работа с энергетическим телом, поиск и поощрение любого чувства благополучия в энергетическом теле, и что-то вроде уговаривания или заботы о нём. Аналогия — уголёк. Я пытаюсь разжечь костёр, что мне нужно сделать для этого? Что мне нужно положить вокруг уголька? Нужно ли дуть на него? Нужно ли укрыть его от ветра? Что мне нужно сделать, чтобы этот уголёк превратился в пламя костра? Итак, то, с чего мы начинаем, — это переживание энергетического тела, и любым доступным способом я поддерживаю его, придаю ему форму, поощряю его, разжигаю его, чтобы двигаться ко всё более приятным ощущениям, пока не появится переживание пити.
- Второй способ — это выбрать объект и просто многократно концентрироваться на нём. И если концентрация становится более устойчивой, в ней накапливается энергия и т. д., то в какой-то момент возникает пити.
Что такое пити? Я определяю это переживание как «приятное чувство, которое ощущается физически, но происхождение которого не является чувственным». У медитирующего это может проявляться по-разному. Существуют всевозможные вкусы и проявления пити. Например, во всём теле или в отдельных его частях может ощущаться покалывание. Это может быть похоже на оргазм. Некоторые люди говорят: «О, это похоже на оргазм». И это может быть нечто более тонкое, например, приятное тепло или приятная лёгкость, как будто человек почти парит. Это может быть похоже на волны приятного блаженства, восторга или экстаза, проходящие через тело. Существует много проявлений этого чувства.
Одна из интересных вещей в том, как проявляется переживание пити, это то, что оно эволюционирует со временем, причём эволюционирует несколькими способами. Один из них заключается в том, что когда вы входите, скажем, в третью джхану, то повторное переживание третьей джханы влияет на то, как пити проявляется у вас в дальнейшем. Третья джхана очень спокойна, невероятно, прекрасно безмятежна. И это что-то делает со всем энергетическим телом, или что-то делает со всей читтой1, или с чем-то ещё. И после этого, как правило, переживание пити у человека становится гораздо спокойнее, чем вначале. Таким образом, существует своего рода ретроактивный эффект, который глубокие джханы могут оказывать на опыт первой джханы, чьей основной характеристикой является пити. Здесь всё очень индивидуально.
С вами может произойти следующее: человек медитирует и идёт по пути концентрации, например, на верхней губе, кончике носа. Концентрируется, концентрируется. И время от времени начинает переживать проходящие через тело вспышки сильного удовольствия. Но это уходит. Через две секунды или что-то в этом роде. Или это может быть волна, как я уже сказал, блаженства или экстаза, или просто волна приятных ощущений, проходящая через тело. Но опять же, это исчезает через пару секунд. Это, в некотором смысле, хорошо. Это пити. Это определённо пити. Это замечательно. Когда это происходит, откройтесь этому, наслаждайтесь этим. Но помните, что на этом этапе вы ещё не готовы оставить основной объект. Переживание пити пока находится в фоновом сознавании, оно недостаточно устойчиво, чтобы сделать его основным объектом и пойти дальше. То, что мы хотим, — и это может произойти с самого начала, а может со временем, — это более устойчивое переживание пити, скажем, длящееся по крайней мере две или три минуты, не исчезая.
Обозначим это ясно: мы хотим переживание пити, а также переживание счастья (сукха на санскрите). В них нечего стыдиться, что бы ни говорили об этом некоторые учителя медитации, нам не нужно воспринимать их только в контексте дуккхи (имея в виду неудовлетворительность этих переживаний по причине их непостоянства и ненадёжности), но мы действительно можем относиться к этим переживаниям как к чему-то хорошему, к чему-то прекрасному.
Как возникает переживание пити? Подумаем о сосредоточении. Что не происходит во время сосредоточения? Мы не растрачиваем энергию на блуждание ума и отвлечение. Ум накапливает энергию. В электронике есть такая вещь, конденсатор. Он собирает электрический заряд. Так что один из способов думать о переживании пити такой: вы не рассеиваете энергию, и тогда она накапливается. Однако недостаточно пригвоздить ум к объекту, когда вы используете подход сосредоточения. Вам также требуется утончённость, нужно сделать объект и внимание тоньше.
Переживание пити также может возникнуть в результате таких практик собирания энергии, как цигун. Ци и пити очень близки. Я бы сказал, это спектр. Когда мы собираем ци и переживаем её всё более положительно, она становится пити.
Наконец, что касается способов смотреть, прозрения и пустотности. Здесь есть отпускание, ослабление цепляния, а значит, меньше измышления или фабрикации опыта. Меньше фабрикации восприятия тела. Суть в том, что чем дальше мы углубляемся в самадхи, тем меньше фабрикации. Меньше фабрикации восприятия, фабрикации самости, и точно меньше фабрикации дуккхи. Уменьшение фабрикации — это самый важный момент для понимания джхан, который открывает все двери практики Дхармы и освобождения в целом.
Итак, какие подходы ведут к переживанию пити? Как я только что описал, оно может возникать благодаря способу смотреть: переживание пити — это менее сфабрикованное восприятие тела. Мы также обсудили пити как определённую форму или качество энергетического тела, как результат работы с энергетическим телом. И есть путь сосредоточения, собирания энергии и утончения. Кроме того, иногда переживание пити случается просто благодаря открытости бытия, открытости сердца, позволяющей пити течь свободно. Открытость, впускающая пити. Каким бы путём мы ни шли, когда пити здесь, нам предстоит работать и играть для того, чтобы стабилизировать это переживание, погрузиться в него настолько, чтобы оно стало первой джханой.
Первоначальное значение слова «самадхи» на санскрите близко к чему-то вроде «согласие» и «гармония». Таким образом, самадхи связано с целостностью, то есть элементы моего существа находятся в согласии, в гармонии. В моём существе есть цельность и собранность энергии, ума и желания. Когда мы говорим об этом таким образом, это имеет гораздо больше последствий в плане моего отношения к собственной жизни, работе, личности, отношениям.
Да, СДВГ, как утверждается, является эпидемией в нашей культуре: мобильные телефоны, экранное время и прочее. Но я знаю множество людей, которые прекрасно умеют концентрироваться на своей работе, на отношениях с кем-то, на творческом проекте, и они никогда не проводили и десяти секунд на подушке для медитации. Они ничего об этом не знают. Когда мы вот так представляем себе это немного по-другому — собранность, цельность энергии, ума и желания — и думаем об этом более широко как о том, что охватывает всю жизнь, мы понимаем, что это выходит за рамки идеи исключительно о формальной практике медитации.
Когда есть собранность, цельность ума, энергии, желания, тела, в этот момент появляется сила. Я не имею в виду силу как власть над чем-то, я имею в виду мощь. Существо обладает силой, мощью. Личность обладает силой. Вы можете почувствовать её в человеке. И вы можете видеть, как на протяжении всей жизни этого человека его сила может расти и может убывать.
«Как я могу сохранить концентрацию на чём-то?», — большинство людей этот вопрос не слишком интересует, во всяком случае, когда мы говорим о более высоких достижениях, чем какая-то базовая человеческая способность к сосредоточению. А вот собранность, цельность, сила души — это важно. Тогда вы начинаете задумываться: «Вот эта капелька алкоголя? Это влияет». Но вы не мыслите в духе: «На какое-то время это может повлиять на мою способность концентрироваться». Более существенно то, что это влияет на мою личность и мою способность быть в гармонии и проявляться с силой души, с мощью и цельностью моего существа, тела, ума, энергии, желания. Или, знаете, когда люди постоянно держат включенными радио или телевизор — это что-то делает с душой. Это гораздо важнее, чем то, насколько хорошо вы умеете концентрироваться. Подумайте об этом в более широком смысле.
Когда нет этой способности и этой практики быть по-настоящему цельными, собранными, искренними, то это как рассеивание энергии, рассеивание ума, рассеивание самого бытия, иногда какими-то маленькими способами. И со временем вы можете почувствовать: что-то в существе стало немного дряблым. Сама личность стала другой. Что-то дряблое и вялое в душе, в существе. Иногда это можно почувствовать в людях. Там просто совсем мало чувствительности. Когда мы видим все эти связи между сосредоточением и благополучием, цельностью и силой, мы понимаем, насколько это значимо в контексте всей нашей жизни.
- Роб Бурбеа использует санскритское слово читта, подчёркивая многогранность этого понятия, которое можно перевести как «психика», «сознание», «ощущение», «ум», «сердце». — Прим. перев. ↩