Роль дельта-ритмов мозга в медитативно-созерцательном развитии

© The Human Connectome Project

© The Human Connectome Project

Вопрос: Почему вы считаете, что дельта-ритмы играют важную роль в медитативно-созерцательном развитии и почему в ваших основных психоактивных аудиопрограммах (таких, как «Метанойя: Глубокая медитация» и «Медитация гармонического резонанса») делается акцент именно на дельта-волнах? В ряде исследований (например, в исследованиях Ричарда Дэвидсона) преимущественно отмечается активность альфа-, тета- и гамма-ритмов у его испытуемых — практиков медитации.

Вопрос важности дельта-ритмов в медитативно-созерцательном развитии крайне интересен. Вы отметили, что, как правило, в литературе по исследованиям медитации чаще всего описываются альфа-, тета- и гамма-ритмы. Данные исследования могут иногда создавать ложное впечатление. К примеру, исследования Ричарда Дэвидсона фокусируются на гамма-ритмах, что создаёт впечатление — если невнимательно прочитать его работы, — что в рамках его экспериментов гамма-ритмы преобладают по всему неокортексу (новой коре).

На самом деле, в подобных исследованиях не говорится о том, будто гамма-ритмы равномерно распределены по всей коре. Они обычно проявляются только в определённых зонах коры. Это означает, что в других зонах активны другие мозговые ритмы, не соответствующие гамма-диапазону. И всё же этим ритмам уделяется мало внимания. Тенденция подобного рода научных исследований к некоему «туннельному ви́дению» всегда должна учитываться.

Профессор психологии Ричард Дэвидсон исследует ЭЭГ у опытного практика тибетско-буддийской медитации
Психолог Ричард Дэвидсон исследует ЭЭГ у опытного практика тибетско-буддийской медитации

Что касается дельта-ритмов, то некоторые из исследований медитации, которые были проведены в 1970-е, действительно достаточно обширно указывают на дельта-активность. В исследованиях Джеффри Томпсона также особая роль была отведена присутствию дельта- и эпсилон-волн1 во время медитации. Анна Вайз обнаружила корреляцию между присутствием дельта-ритмов и способностью к глубокому сопереживанию (эмпатии) и излучению исцеляющей энергии. Джеймс Хардт из Института биокибернавтики связывает дельта-волны с пробуждением кундалини и повышенной способностью безусильно выражать свою волю в мире.

Во время медитации появление дельта-ритмов добавляет опыту ощутимую «глубину», которой часто недостаёт популярным формам медитации. Паттерн пробуждённого разума (Awakened Mind), например, является в действительности «облегчённой версией» медитации. С точки зрения более глубоких нейроволновых паттернов, выходящих за пределы бета-диапазона, паттерн пробуждённого разума состоит из 55 % альфа-ритмов, 27,5 % тета-ритмов и 17,5 % дельта-ритмов. Это и вправду является мощным паттерном распределения мозговых ритмов, однако когда его испытывают по-настоящему опытные медитаторы, то они отмечают недостаток глубины переживания. И мой опыт говорит о том, что трансформирующая сила этого паттерна радикальным образом возрастает при повышении удельного веса тета- и дельта-паттернов.

Тета-ритмы повышают способность доступа к подсознанию, а дельта-ритмы повышают способность доступа к бессознательному

С психологической и нейробиологической точки зрения это вполне объяснимо. Тета-ритмы повышают способность доступа к подсознанию, а дельта-ритмы повышают способность иметь доступ к бессознательному. Оба вида мозговых ритмов (и соответствующих им психических территорий) совершенно необходимы для эффективной интеграции тени, очищения кармы и глубокого эмоционального освобождения.

Анна Вайз описывает альфа-ритмы в качестве «моста» к подсознанию (тета) и бессознательному (дельта, включающее также в себя и доступ к коллективному бессознательному2). Паттерн пробуждённого разума делает акцент на альфа-ритмах, то есть мосте как таковом. Но если нашим фокусом является трансформация сознания, то с чего бы нам делать основной упор на мосте? Я вырос в юго-восточной части Индианы, на реке Огайо. У нас там есть мост, соединяющий наш городок с Кентукки. Этот мост достаточно большой, чтобы позволить значительному потоку автомашин пересекать реку на пути в Кентукки и обратно. Но он от этого не доминирует над Кентукки. Если бы он доминировал там, это было бы ОЧЕНЬ непродуктивным способом использования моста.

Ohio-River-bridge-d

На самом деле, Кентукки намного больше, чем этот мост, — так и должно быть. На основе своего опыта я могу сказать, что это применимо и к паттерну по-настоящему пробуждённого разума, который естественным образом будет излучать больше тета- и дельта-ритмов (во вдохновляющем балансе с другими мозговыми ритмами), ведь подсознание и бессознательное более не будут подавлены/вытеснены. Эмпатия, исцеление и глубокая интуиция, поддерживаемые тета- и дельта-ритмами (а также, в некоторой степени, гамма-ритмами с альфа-волнами, выступающими в качестве мостика между всеми этими видами мозговых ритмов), будут присутствовать намного более преобладающим образом, нежели в том, что Максвелл Кэйд выделил в качестве паттерна пробуждённого разума.

Обычно нейроволновая аудиостимуляция имеет способность одновременно вызывать все пять мозговых ритмов, сосуществующих в благоприятном балансе друг с другом. Поэтому психоактивная аудиопрограмма «Метанойя: Глубокая медитация» (Profound Meditation Program 3.0) преимущественно сосредоточена на дельта-ритмах. Путём большего сосредоточения на дельта-ритмах мозг будет естественным образом вызывать гармонический расклад дельта-волн в тета- и альфа-диапазонах. (Например, 1 Гц будет создавать гармоники 2 Гц, 3 Гц, 4 Гц, 5 Гц и т. д.)

Биополевая технология, которую я разрабатываю, однако, способна одновременно и сбалансированно генерировать целый ряд мозговых ритмов. Просто требуется очень много времени, чтобы выстроить её амплитуду на уровне, который будет достаточен для того, чтобы даже наиболее нечувствительные к тонкому индивиды могли глубинным образом ощутить и пережить действие этой технологии.  Я надеюсь, что в этом году смогу разработать биополевую программу, которая будет поддерживать подобный благоприятный баланс.

Если бы в мозге доминировали одни лишь гамма-ритмы, то это буквально поджарило бы мозг

eeg2И, наконец, со всей этой шумихой вокруг гамма-ритмов, наблюдающейся в последние несколько лет, многие люди некорректно посчитали, что гамма-диапазон является тем пространством, в котором осуществляется настоящая трансформация. Это ошибочное мнение. Безусловно, гамма-ритмы коррелируют с пробуждением кундалини, самадхи и высших когнитивных процессов. Однако если бы в мозге доминировали одни лишь гамма-ритмы, то это буквально поджарило бы мозг, поскольку более высокочастотные мозговые ритмы обычно оказывают весьма напряжённый и интенсифицирующий эффект, тогда как более низкочастотные, или глубокие, мозговые ритмы (такие как дельта и эпсилон) вызывают релаксацию. Я это знаю на своём опыте, поскольку под воздействием высокочастотной нейростимуляции испытывал состояния, когда, по моим субъективным ощущениям, моя нервная система находилась будто бы в состоянии пожара в течение нескольких дней. Это было крайне мучительно.

Какова мораль сей басни? Гамма-ритмы играют существенную роль в пробуждении, особенно когда они находятся в благоприятном балансе с другими ритмами. Однако фокусироваться на гамма-ритмах как на волшебном ключе от всех дверей, вероятно, означает совершить ошибку. Можно привести хотя бы один пример: некоторые тибетские монахи, которых Дэвидсон изучал в своих знаменитых исследованиях, твёрдо придерживаются консервативных («синих» по спиральной динамике) ценностей, невзирая на высокие уровни гамма-ритмов, которые они генерируют. Действительно, они, как правило, очень и очень счастливы, однако при этом проявляют сильные фундаменталистские тенденции.

  1. Подробнее об эпсилон-волнах, а также описание других типовых мозговых ритмах можно прочитать во второй главе брошюры Эрика Томпсона «Нейронаука медитации». — Прим. пер.
  2. Некоторые идеи автора о роли дельта-ритмов в доступе к коллективному бессознательному изложены в пятой главе брошюры «Нейронаука медитации». — Прим. пер.

Автор: Томпсон Эрик

Исследователь сознания; основатель «iAwake Technologies» и «Subtle Energy Sciences» и изобретатель ряда психоактивных трансформирующих программ, в том числе и программы «Метанойя: Глубокая медитация».