Весной этого года вышел первый ЕP (мини-альбом, от англ. Extended Play) группы Michael Punga — «У стены стоя». Михаил Пунга, чьё имя и стало названием группы, — автор текстов, музыки и исполнитель песен, мой друг и просто хороший человек. Песни группы — про поиск себя, развитие, ощущение чуда и таинственности жизни, они полны сердечности и восприятия каждого шага как чуткого личного диалога человека с миром.
А в характере Миши присутствует очень вдохновляющая черта — неугасающее стремление следовать своему пути и просто продолжать заниматься любимым делом, несмотря ни на что. Общаясь с Мишей, сразу попадаешь в мир лёгкости, заряда творческого безумия и нескончаемого потока. Возможно, читая наше интервью, в него попадете и вы.
— Как и когда ты пришел к пониманию того, что музыка — это твое призвание?
— Я рос в музыкальной среде, у меня играл брат и дед, и я периодически с этим сталкивался. Помню случаи, когда переписывал кассеты брата. Он играл на гитаре, и я записывал поверх своё пение.
Потом брат умер. Для мамы это было большое горе и спустя годы, когда мне было 14 лет, она купила мне гитару. Я пошел учиться гитаре. Меня хватило на одно занятие, и я ушел. Понял, что это какой-то бред, всё очень скучно и медленно. Но в итоге выучил пару песен. Мой друг услышал, как я играю их, и сказал: «Чувак, собираем группу». И мы начали играть тяжелый рок.
В тот период я понял, что мне нравится музыка. Потом я пробовал играть в разных группах. И в итоге всё свелось к тому, что я сам стал писать песни.
— Что ты хочешь выразить через свои песни?
С помощью песен я выражаю своё состояние и то, как я чувствую мир, события в нём.
Каждая песня имеет свой характер и отражает какую-то грань меня. Я думаю, что пишу песни, потому что не могу этого не делать. Это происходит естественным образом.
— Какие главные ценности в твоей жизни?
Творчество, искренность, любовь, саморазвитие, познание жизни и её разных аспектов.
— Что тебя вдохновляет?
— Меня вдохновляют люди, которые не боятся показать своё «я», выражают себя, делают то, что они хотят. Ещё я много впитываю разной другой музыки, но в основном вдохновение черпаю из одиночества.
— Как ты понимаешь одиночество и каким образом черпаешь из него ресурс?
— Состояние одиночества, как мне кажется, очень важно при создании чего-то подлинного. Ты остаешься наедине с самим собой и начинаешь думать о тех вещах, о которых не задумывался в обыденной жизни. Иногда это бывает больно, иногда ты чувствуешь страдание, но если ты не закрываешься, а проживаешь всё, что происходит, то это даёт тебе что-то большее. Находиться в состоянии одиночества — это своего рода очищение. Всё лишнее отваливается и ты начинаешь понимать, что происходит внутри тебя. И песня — это способ выразить то, что находится внутри. Порой мне проще спеть песню, чем рассказать что-то словами. Так я могу выразить себя глубже и это будет даже честнее.
— Как ты сейчас видишь свой путь и его продолжение, цели к которым ты идешь?
— Я продолжаю идти по той же дороге. Посмотрим, куда она меня приведет.
— Твой EP называется «У стены стоя». Можешь поподробнее описать это ощущение, что ты вложил в этот альбом и что он для тебя значит? Ну и просто расскажи про сам альбом.
— «У стены стоя» — это как раз заглавная песня EP. Она отражает состояние преодоления незримой преграды, которая отделяет нас от выхода на новый уровень. А на самом деле стены как таковой и нет — она находится у нас в головах. Я думаю, каждый сталкивался с состоянием, когда не знаешь, что делать и словно стоишь у стены. Кто-то преодолевает эту стену, а кто-то продолжает ходить вдоль неё, думая, что это и есть вся жизнь. А кому-то даже страшно её преодолевать, хотя он может это сделать. Потому что за ней находится что-то новое и неизведанное — то, что его пугает.
В этом альбоме есть и другие песни. (Улыбается.) Каждая отражает определенное состояние. Например, последняя песня EP «Нас двое» очень сильно отличается от первой и по настроению и по стилю. Она про любовь и романтику. При прослушивании альбома создается ощущение перехода от тяжелого к легкому, от сложного к простому. Это очень отражает меня и то, как происходит моё развитие.
— Ты сказал, что ты как бы стоишь сейчас у стены и ищешь свой путь. Каковы критерии поиска этого пути?
— Это было во время написания альбома и этих песен — как будто я преодолеваю стену. Но сейчас, после выхода EP, я её преодолел, вышел на другой уровень, появилось много новых творческих идей. Сейчас уже нет состояния, что я стою у стены. Скорее, я нахожусь в состоянии потока.
— Опиши, что это значит для тебя — состояние потока, — как оно проявляется?
— Когда ты находишься в созвучии с миром, то понимаешь, что не всё зависит от тебя. Чтобы что-то получилось, должны совпасть различные обстоятельства, а ты должен просто быть готовым и принимать нужные решения в нужном месте в нужное время. И всё, что происходит, — это не случайно, оно имеет какой-то смысл, который сложно понять умом, но всё в то же время очень просто. Некоторые действия рождаются сами собой. То есть ты тратишь меньше энергии для достижения чего-то, ты чувствуешь ощущение легкости и полёта, ты просто действуешь спонтанно. Появляется ощущение, что всё происходит так, как должно произойти. Может показаться, что я фаталист, но в то же время я считаю, что очень важно нести ответственность за свои действия и поступки.
— У меня есть ощущение, что у тебя очень развит голос интуиции.
— Да, очень развит, и я очень ей доверяю.
— Так было в твоей жизни всегда или это проявилось недавно?
— Ну если отследить, в принципе, в детстве это тоже было. Чем больше я занимаюсь творчеством, тем больше она развивается. Чем больше я ей следую, тем чище её голос и громче. Иногда он подсказывает, куда лучше идти и что сделать. И я привык ему доверять и совершать даже такие поступки, которые логически не оправданы. В конечном итоге они приводят меня куда нужно.
— Есть ли у тебя методы, как ты возвращаешься в состояние потока, если перестаешь слышать голос интуиции, выходишь из него?
— Да, такое бывает — я просто чувствую, что выбился из потока и думаю, что я могу сделать. Я задумываюсь о том, «где» я нахожусь: если я понимаю, что у меня нет этого состояния, значит что-то перебивает его. Какой-то другой фон.
Мне кажется, поток — это как вибрации и частоты, и к этому можно просто подключаться. Если я не слышу интуицию, то я просто вывожу себя из зоны комфорта. Любым способом.
Вывожу себя из вот этой программки, в которой я нахожусь. Помогает обливание холодной водой. Я могу подходить на улице к людям и задавать какие-то вопросы, начать знакомиться. То есть ты не знаешь, что делать, но ты не понимаешь четко, что ты хочешь делать — и ты берешь и делаешь то, что тебе не хочется. Тогда тебя начинает ломать и в какой-то момент просто перещелкивает — и ты снова в потоке.
— То есть, получается, что ты делаешь то, что не хочешь, чтобы потом иметь возможность делать то, что ты хочешь?
— Да, я вывожу себя из зоны комфорта.
— Занимаешься ли ты какими-то практиками, изучением духовных традиций?
— Раньше я увлекался очень много эзотерикой, экстрасенсорикой, изучал различные практики, религии, пытался понять, кто я. Возможно, в тот момент это дало свои плоды и помогло в чём-то. А сейчас мне нравится интегральный подход Кена Уилбера. Также мне нравится философия Кастанеды. Еще стал сейчас больше интересоваться психологией, потому что в ней намного меньше воды, чем в эзотерике, и есть практические моменты, которые можно применять в жизни.
— Что для тебя означает слово «целостность»?
— Целостность — когда ты способен ощущать все свои части и грани одновременно, из гармоничности между ними. Есть такая теория, что внутри человека есть различные субличности, персонажи. Каждый выполняет свою функцию и каждый хочет выразить себя как индивидуальный голос. И это похоже на какое-то общежитие, где все вместе тусуются. Но бывает ситуация, когда кого-то ущемляют и в какой-то момент он может вылезти и устроить взбучку всем.
Ощущение целостности — это когда каждый выполняет свою роль и все ладят друг с другом. Но это просто некая концептуальная модель, которой мне удобно пользоваться.
— Как ты думаешь, какое место в этом диалоге занимают самые глубокие голоса, которые заставляют двигаться дальше, творить? Я думаю, что, например, в травматическом опыте и как раз именно в проявлении задвинутых голосов есть очень большой ресурс.
— Я думаю, что люди, у которых есть травматический опыт, компенсируют это с помощью искусства, потому что оно способно исцелять.
У всего есть теневая сторона. Если мы что-то отвергаем и уходим в какой-то сильный перекос, тем самым растится противоположная теневая сторона. Например, те, кто слишком сильно хотят стать добрыми и хорошими, могут растить свою собственную Тень, не осознавая это, — и она может неожиданно вырваться наружу. Поэтому важно понимать, что мир объединяет в себе и хорошее и плохое. Есть тьма и свет. Есть Солнце, есть Луна. Мир… — он просто такой. Мне кажется, нужно это учитывать, принять это. Именно это составляет целостную картину жизни. И в этой тени копится большой ресурс, который при осознавании мы можем высвободить. Проживая тень, мы высвобождаем ресурс.
— Каков твой главный мотиватор?
— Желание посмотреть, что будет дальше, бросать себе вызов. Выталкивать себя из зоны комфорта и смотреть. Потому что мир шире, чем наши жизни и, выталкивая себя из постоянной зоны комфорта, ты видишь, что мир очень широкий, он реально очень большой, он очень многогранный и это просто поражает. То есть сама жизнь становится таким откровением. Мне даже прямо сложно это говорить, и слёзы наворачиваются на глаза, когда я говорю об этом. Реально.
Но сама жизнь, она шире, чем мы. Чем я, чем ты. Она шире всего, блин. И вот это меня мотивирует, чтобы объять как можно шире это всё. Я поражаюсь каждой истории, каждому человеку, я удивляюсь и радуюсь тому, как всё происходит. Стоит ступить на дорогу — и ты просто идешь. Это всё похоже на волшебное приключение. Чувствуешь себя песчинкой в этой гигантской вселенной, и масштаб этого поражает. И меня мотивирует всё время выходить за рамки. Чтобы я не застаивался на одном месте. Расширялся всё время. И посмотреть: что будет, если я расширюсь — не знаю, докуда. Докуда смогу.
— Расскажи, как ты можешь поделиться этим ощущением с другими? С людьми, которые не чувствуют это так же, как ты. Ставишь ты перед собой цель может быть через музыку поделиться именно этим ощущением восторга от жизни?
— Я не ставлю перед собой такой цели, но здорово, если мои песни помогут человеку посмотреть чуть шире на эту жизнь. Есть какая-то подсознательная часть меня, которая хочет сказать: посмотри: жизнь —это больше, чем ты думаешь. Мы как будто смотрим на палец и не видим всего того, что происходит вокруг. Жизнь — самая красивая симфония, которая вообще возможна.
— Давай вернемся к твоему творчеству. Есть ощущение, что в этом EP ты ищешь какой-то свой звук, все треки сделаны очень по-разному.
— Ну, в этом и была «фишка». В принципе, каждый трек может быть воспринят как отдельный сингл, и каждый из этих треков может быть для альбома заглавным. Каждая песня — это отдельная история. Мне кажется, песни живут какой-то своей собственной жизнью. Как дети.
— Довольно часто используемое сравнение. Все так говорят.
— Все говорят, но это фундаментальная истина. Это ребенок, который живет уже потом сам. Каждый увидит в этом ребенке что-то своё. А кому-то не нравится этот ребенок. Кому-то нравятся спокойные, кому-то — задиристые, кому-то — прилежные, кому-то — веселые.
— А ты любишь своих «детей»?
— Да, они же мои дети.
— Как ты считаешь, насколько твое творчество соответствует тому, как ты живешь сам?
— Сложный вопрос. На самом деле. Для меня, по крайней мере. Эти песни вышли из меня, они являются частью меня. Там то, как я вижу мир. Но отчасти. Там не вся моя жизнь во всей её многогранности. Всё течет и меняется. Есть много нюансов, которые там не сказаны. Песня — это история, которая имеет место быть во мне. Но это не вся моя жизнь, это всего лишь какая-то часть её. Потому что очень много происходит событий, много всего — и, мне кажется, я мог бы выпускать раз в неделю по альбому. Просто сидеть в этом состоянии потока и «фигачить».
— Почему ты этого не делаешь?
— Не знаю. Пока что мне кажется, что это будет посредственное творчество, потому что мысль нужно оформить.
— Как ты думаешь, нужна ли музыка людям на духовном пути?
— Я думаю, что каждый проходит свой уникальный путь. И для кого-то музыка интегрируется и помогает развитию, а кто-то стремится познать тишину, безмолвие ума. Кто-то вообще не слушает музыку. Мне встречались люди, которые, идя по духовному пути, начинали отвергать искусство, музыку, кино. Они воспринимают это как что-то лишнее, как развлечение, уход от реальности. Для меня всё наоборот. Меня очень вдохновляет творчество других людей и работа моего воображения — это тоже очень важная часть жизни, часть моей целостности. Человеку дан великий дар видеть и слышать красоту — и передавать это другим с помощью искусства. Сама жизнь и есть музыка. Я не хочу просветления, где нет музыки. Все вместе мы — оркестр. Мы одновременно и дирижеры, и музыканты, и слушатели, и инструменты величайшей симфонии. Мы со-творцы жизни. Музыка — это и есть мой духовный путь.