Перевод статьи Брук Радлофф выполнила Анна Кожара специально для журнала «Эрос и Космос». Оригинал на английском языке можно найти по ссылке. Публикуется с разрешения автора.
***
Тезисы
Представляя «Интегральную модель беременности и родов» (ИМБР), эта статья иллюстрирует, как специалисты по родовспоможению и беременные женщины могут лучше понять и осознанно взаимодействовать с комплексными явлениями, которые оказывают наиболее глубокое влияние на беременность, роды и послеродовой период. Призывая к созданию интегральной парадигмы защиты материнства, Радлофф подчеркивает необходимость выйти за рамки фрагментарных и несовершенных моделей охраны материнства, которые в настоящее время сосуществуют на Западе. Описывая многочисленные внутренние и внешние факторы, влияющие на опыт и исход родов, Радлофф представляет шесть ключевых компонентов ИМБР и утверждает, что, используя интегральную парадигму и, в частности, ИМБР, беременные женщины и поддерживающие их специалисты получают возможность возвысить опыт беременности, родов и перехода к раннему родительству до уровня, который может принести более глубокое чувство благополучия и одновременно послужить средством для личностного роста и психодуховной трансформации.
«Быть беременной — значит быть по-настоящему живой, быть полностью женщиной, и при этом — быть наполненной сложностью. Душа и дух расширяются вместе с телом. Так беременность становится временем перехода, роста и новых глубоких начинаний».
Энн Кристиан Бьюкенен и Дебра К. Кингспорн
Для большинства женщин роды — это чрезвычайно тяжелый и волнующий опыт, затрагивающий не только сферу физического, но и эмоционального, ментального, сферу отношений и духовного развития. Роды обычно сопровождаются сильными эмоциями, физической болью, а также беспрецедентной физиологической и психологической трансформацией. Пэтти Симкин (1992) утверждает:
Рождение ребенка, особенно первого, является знаковым событием в жизни всех людей, вовлеченных в этот процесс, и особенно матери. На женщину роды оказывают глубокое физическое, психическое, эмоциональное и социальное воздействие. Ни одно другое событие не имеет такой сильной связи с болью, эмоциональным стрессом, уязвимостью, возможными физическими травмами или смертью, постоянной сменой ролей и не нагружено такой ответственностью за зависимое, беспомощное человеческое существо. К тому же, как правило, все это случается в течение одного дня. Неудивительно, что женщины склонны вспоминать свои первые роды ярко и глубоко эмоционально (Simkin, 1992, p. 64).
После родов у некоторых женщин остается неразрешенная печаль, душевные раны и негативные ассоциации, связанные с пережитым опытом. Более того, некоторые женщины выходят из родов чрезвычайно травмированными, причем не только физически, но и психологически (Reynolds, 1997, p. 834).
С другой стороны, другие женщины называют опыт родов глубоко позитивным и дающим силы. Эти женщины считают рождение ребенка или детей самым замечательным трансформирующим опытом всей их жизни, событием, которое привело к значительному личностному росту и развитию. В этих случаях опыт беременности и родов в конечном итоге оказал
положительное влияние на отношение этих женщин к себе, окружающим и к миру (Simkin, 1992; Radloff, 2012b).
Будь то положительные или отрицательные, эмоции, связанные с рождением ребенка, часто ни с чем несравнимы по интенсивности и сопровождают женщину на протяжении всей ее дальнейшей жизни. Доктор Гейл Петерсон (Gayle Peterson, 1996) объясняет, что тот факт, что женщины могут демонстрировать «крайне негативные или невероятно позитивные впечатления от родов, свидетельствует об основополагающей силе этого опыта как такового» (параграф 1). Петерсон (1996) описывает:
Роды по своей природе не являются нейтральным событием. Наше восприятие себя и чувство личной идентичности находятся в постоянном развитии вместе с течением нашей жизни. Из-за интенсивности опыта родов и всего того, что они влекут за собой, они становятся тем, что помогает формировать идентичность женщины. Как и любое другое значительное событие в нашей жизни, роды потенциально могут стать событием укрепляющим или подавляющим, дающим силу или опустошающим. (параграф 6)
Если вспомнить, что буквально каждый человек на планете когда-то был зародышем в утробе своей матери, и что эта мать должна была каким-то образом «родить» своего ребенка, естественным или хирургическим путем, то проясняется то невероятное влияние, которое оказывает на планету опыт родов. Парадоксально, но роды кажутся обычным делом, поскольку это буквально одно из самых распространенных событий, происходящих в жизни человека.
Согласно данным Справочного бюро по народонаселению, опубликованным в «Справочнике данных по народонаселению мира за 2010 год», каждую минуту рождается около 260 детей. Ежедневно в мире разрешаются от бремени примерно 500 000 беременных женщин (Population, n.d.). Фактически это значит, что, пока вы читали последнее предложение, в мире родилось пять детей. И все же, несмотря на распространенность опыта родов, как видно из вышеизложенного, роды занимают далеко не самое обычное место в жизненном опыте женщины.
Я прошу читателя на мгновение представить себе то коллективное глобальное влияние, которое все эти женщины оказывают на своих детей, на свои культуры и на всю планету. По моему глубокому убеждению, коллективное влияние беременности и родов нельзя недооценивать, а распространенность и количество родов, которые ежедневно происходят по всему миру, не уменьшают значимость этого события, а наоборот, подчеркивают его важность. Распространенные — да. Заурядные — нет.
Общая цель этой статьи — изучить и представить интегральную парадигму и подход к беременности и родам. Выдвигая эту интегральную парадигму и новаторскую интегральную модель беременности и родов (ИМБР), я стремлюсь предоставить женщинам и специалистам по родовоспоможению интегральную основу, повышающую шансы на более позитивный опыт беременности, родов и послеродового периода, которая также выступит в качестве прикладной модели для применения подхода к беременности, родам и раннему родительству как катализаторам личностного роста и психодуховной трансформации.
В ходе этой работы я начну с того, что обозначу контекст потребности в интегральной парадигме и подходе к беременности и родам. Затем я опишу теоретические рамки, предпосылки и интегральное исследование, которое легло в основу моей работы. Затем последует краткий обзор того, что я считаю различными парадигмами, связанными с родами, включая подходы и проблемы, которые в настоящее время сосуществуют на Западе. После этого я обращу взгляд в будущее, чтобы найти новое решение для этих несовершенных и фрагментированных подходов к охране материнства и представлю свое видение целостной парадигмы в отношении беременности и родов. Основываясь на этом, я представлю ИМБР — модель, которую я разработала специально для того, чтобы ответить на вопрос: «Как можно отнестись к беременности, родам и переходу к раннему родительству осознанно и интегрированным способом, который поможет достичь ощущения здоровья, благополучия, личностного развития и психодуховной трансформации?»
Несомненно, каждый может рассматривать собственную беременность и роды с интегральной перспективы, и, бесспорно, в Соединенных Штатах есть медицинские учреждения, практикующие интегрально-информированные подходы. Однако, как показали мои собственные интенсивные поиски, практически не существует общепринятых подходов к беременности и родам, которые были бы подлинно «интегральными». За последние несколько десятилетий эксперты в области родовспоможения, такие как Ина Мэй Гаскин и Пэм Ингленд, начали формулировать роль и важность внутреннего измерения женщины во время родов (England, 1998; Gaskin, 2003), что представляет собой значительное улучшение по сравнению с верхне-правым редукционизмом, который доминировал в сфере защиты материнства на протяжении последнего столетия. Однако мне еще предстоит найти целостный подход к беременности, родам и послеродовой адаптации, который учитывал бы все затрагиваемые перспективы.
Даже если роль внутреннего состояния женщины, «мы-пространства» и окружающей среды принимаются во внимание, мало кто из авторов и подходов проникает в глубины этого динамического взаимодействия. Я пока не нашла ни одного автора или подхода к защите материнства, который бы охватывал полную картину, не говоря уже о том, чтобы исследовать и задействовать все квадранты, уровни, линии, состояния и типы в приложении к беременности, родам и послеродовому периоду.
Поэтому, на мой взгляд, ИМБР имеет потенциал для использования как в психологических, так и в акушерских дисциплинах, и в идеале должна применяться как на практике, так и в академических целях. Точнее говоря, я представляю себе, что эту модель могут использовать все, кто работает в сфере родовспоможения, включая педагогов по родам, психологов, консультантов, врачей, акушерок, доул, а также беременных женщин и их партнеров. Кроме того, для большей доступности и применения в сфере родовспоможения ИМБР была разработана специально для тех, кто имеет слабое представление об интегральной теории или вовсе с ней не знаком, хотя при написании данной статьи я предполагаю, что читатель имеет базовое представление об интегральной теории и о работах Кена Уилбера.
На мой взгляд, современная система защиты материнства в Соединенных Штатах нуждается в значительном улучшении. Во многих отношениях это разрозненная, несовершенная и неработающая система, которая взывает к реформе и интеграции. Тревожный рост материнской смертности, регулярное использование ненужных медицинских вмешательств, большое количество связанных с родами эмоциональных травм и страха, высокая частота случаев послеродовой депрессии и увеличение числа связанных с родами посттравматических стрессовых расстройств — все это явные признаки больной и неработающей системы защиты материнства. (Amnesty, 2010)
Однако в силу ограниченности данной статьи я не могу рассмотреть эти важные темы так, как они того заслуживают. К счастью, уже существует огромное количество литературы, исследований и общественных комментариев, посвященных изучению сложных задач и проблем, имеющихся в настоящее время в американской системе защиты материнства. Несмотря на то, что моя статья и модель не направлены непосредственно на решение многочисленных проблем, связанных с заботой о матерях, представляя интегральную парадигму беременности и родов, эта статья имеет целью указать на возможность интеграции несовершенных и фрагментарных подходов к защите материнства, которые в настоящее время действуют в США, и тем самым задать движение в направлении здорового восстановления культурного ландшафта беременности и родов.
Теоретическая основа и предпосылки
Интегральная теория, представленная Кеном Уилбером (2006), в значительной степени повлияла на теоретическую базу, на основе которой я построила ИМБР. Я систематически выявляла и использовал как мета-, так и множественные перспективы, и поэтому верю, что мне удалось провести всеобъемлющий анализ, который обосновывает гораздо более правдивый и целостный подход к беременности, родам и раннему родительству, чем ныне существующие на Западе подходы. Кроме того, для создания структуры и содержания моей модели было синтезировано большое количество информации, дисциплин и подходов. Среди многочисленных источников и работ, которые я использовала, из которых извлекала пользу и черпала знания, можно назвать следующие: акушерство и родовспоможение, интегральная теория, психология (соматическая, трансперсональная, психология развития и когнитивная психология), антропология, социология, мировые религии, медитация осознанности, йогическая философия, практика интегральной жизни, лайф-коучинг и различные практики осознанного движения. В этих областях я пользовалась услугами множества экспертов, которым я невероятно благодарна за их работу и вклад в их перспективные области.
Движущей силой в создании ИМБР послужили для меня как личный, так и профессиональный опыт. Я почти два десятилетия провела, увлеченно обучаясь и работая с людьми во многих аспектах трансформационного роста и развития, и на протяжении всего моего пути поддержка беременности и родов была основой страсти моего сердца. Кроме того, с самого раннего возраста, во многом благодаря влиянию моих родителей и воспитанию, я преданно активно участвовала в задаче создания и воплощения «Практики интегральной жизни».
В 2012 году я получила степень магистра интегральной психологии в Университете Джона Ф. Кеннеди. В качестве кульминации своего обучения я создала ИМБР, а также провела обширное интегральное исследование, с использованием комбинирования методов, которое фокусировалось на том, что именно делает опыт родов положительным. До поступления в аспирантуру я работала в Интегральном институте в Боулдере, штат Колорадо. Я также помогала доктору Барретту Брауну из Центра интегрального устойчивого развития в применении исследований и анализа интегральной теории к области устойчивого развития, в частности для отчета Программы развития ООН под названием «Лидерство ради результата», который был посвящен в основном донесению информации о проблемах ВИЧ и СПИДа до людей разных взглядов.
Что касается родов, то впервые я помогала женщине во время беременности и родов в возрасте пятнадцати лет. С тех пор я оказывала поддержку женщинам и их семьям, помогая рожать дома и в больницах. В 2005 году я прошла официальную подготовку в качестве ассистента по родам в Институте родовспоможения Сьерры. Позже я прошла базовую и продвинутую программы интенсивной акушерской подготовки в акушерском интенсиве «Сердца и руки», а также несколько других тренингов, связанных с беременностью и родами.
В настоящее время я являюсь основателем и директором Центра интегральной беременности и родов (Center for Integral Pregnancy and Childbirth, CIPC), где я применяю модель непосредственно в работе с беременными женщинами и специалистами по родам. В CIPC я провожу интегральные консультации и тренинги по беременности, родам и послеродовому периоду, программы оптимальной беременности, группы для матерей с осознанным подходом к беременности и послеродовому периоду, а также периодически оказываю помощь женщинам и их семьям до, во время и после родов.
Интегральное исследование
С октября 2011 года по апрель 2012 года я проводила интегральное исследование, которое было посвящено вопросу «Что влияет на позитивное отношение женщины к своему опыту родов?». Само исследование было невероятно обширным и объединяло как качественные, так и количественные данные благодаря использованию методологий от первого, второго и третьего лица (т. е. феноменологической, герменевтической и эмпирической методологий исследования), а его результатом стал обширный 70-страничный отчет со значимыми выводами. Полученные в ходе исследования данные оказались очень информативными, а анализ позволил выявить четкие и последовательные темы, касающиеся основных внутренних и внешних факторов, которые делают опыт родов положительным или отрицательным (Radloff, 2012b). В рамках этого исследования были собраны данные эмпирического опроса примерно 500 женщин об их опыте родов. Только благодаря этой методике было получено большое количество ценных качественных и количественных данных. (Radloff, 2012a).
На основании проанализированных результатов моего исследования я пришла к выводу, что, несмотря на то, что все очень индивидуально, существуют определенные ключевые элементы, которые, как правило, помогают получить более позитивный, расширяющий возможности и трансформирующий опыт беременности и родов (Radloff, 2012b). Далее, когда эмпирические данные были проанализированы с учетом различных факторов, результаты моего исследования показали, что когда эти конкретные элементы находятся на месте, особенно в синергетическом взаимодействии, женщина испытывает ощущение благополучия, расширения возможностей, личностного роста и трансформации (Radloff, 2012a). Эти выводы сыграли важную роль в разработке данного интегрального подхода, и на них мы будем ссылаться в ходе данной работы и презентации ИМБР. К сожалению, подробное описание методологии и методов, а также защита валидности этого исследования выходят за рамки данной статьи, хотя отчет в полном объеме вскоре будет доступен на сайте Центра интегральных исследований (Radloff, 2012b).
Различные парадигмы защиты материнства
Защита материнства в Соединенных Штатах демонстрирует расхождение парадигм, которые в настоящее время сосуществуют внутри американской культуры. Различные взгляды на роды являются наглядной иллюстрацией этих разнообразных мировоззрений (Wilber, 2000). Например, беременность и роды часто рассматриваются как чисто физиологическое состояние, требующее многочисленных анализов, лекарств и медицинского вмешательства для обеспечения безопасных и успешных результатов. В противоположность этому движение за естественные роды пропагандирует роды как нормальный, здоровый процесс, в котором можно принимать участие без лекарств и вмешательств, сохраняя критическое отношение к родам в больничных условиях. Другие воспринимают беременность и роды как прямую иллюстрацию нашей истинной природы млекопитающих существ; следовательно, этот опыт рассматривается как аналогичный опыту любого другого существа в животном царстве.
С еще одной точки зрения, акт родов рассматривается как важный обряд перехода, в котором трудности родов представляются полезными и даже необходимыми для женщины, когда она переходит к новой роли матери. И, наконец, в совершенно иной парадигме беременность, роды и переход к раннему родительству рассматриваются как духовный опыт, который может быть глубоко трансцендирующим, трансперсональным и преобразующим для роженицы. Эти различные парадигмы и подходы к беременности и родам, а также их противопоставление друг другу являются иллюстрацией фрагментарности и разобщенности культуры родовспоможения в том виде, в котором она существует в Соединенных Штатах.
Культурный антрополог Робби Дэвис-Флойд (2001) выделяет три основные парадигмы здравоохранения, которые влияют на роды на Западе. Она называет эти парадигмы: технократическая, гуманистическая и холистическая модели медицины. Она описывает их следующим образом:
Технократическая модель подчеркивает разделение разума и тела и рассматривает тело как машину; гуманистическая модель подчеркивает связь разума и тела и определяет тело как организм; холистическая модель настаивает на единстве тела, разума и духа и определяет тело как энергетическое поле, находящееся в постоянном взаимодействии с другими энергетическими полями. (стр. S5)
Современное родовспоможение на большей части территории страны основано на технократической парадигме, о которой говорит Дэвис-Флойд. С течением времени ценности изменились, и в некоторых местах был принят более гуманистический подход к родовспоможению, хотя в целом в западной культуре, страховании, больницах и социальных системах доминирует именно научно обоснованный и технологический подход к родам (Davis-Floyd, 2001).
Новая интегральная парадигма беременности и родов
Как мне видится, хоть эти различные взгляды и перспективы чаще всего противоречат друг другу, каждый из этих подходов может предложить что-то ценное. Поэтому вместо того, чтобы противопоставлять друг другу различные точки зрения, их следует критически оценивать, чтобы извлечь жемчужины истины и интегрировать их в новый, комплексный подход к защите материнства. Я считаю, что с помощью интегрального подхода и структуры можно объединить лучшие из этих точек зрения, чтобы создать революционный подход к беременности и родам.
Дэвис-Флойд (2001), говоря о технократической, гуманистической и холистической парадигмах, поясняет:
Практикующие, сочетающие элементы всех трех парадигм, имеют уникальную возможность создать самую эффективную акушерскую систему из когда-либо известных (п. 1).
Она пишет:
У современных практиков родовспоможения есть уникальная возможность объединить элементы каждой парадигмы, чтобы разработать самую эффективную систему помощи, когда-либо существовавшую на этой планете. Есть информация об аборигенных практиках родов из многих культур, некоторые из которых (например, массаж и вертикальное положение во время родов) очень полезны и должны быть внедрены. Много (больше, чем когда-либо), информации доступно из научных исследований, которые рассказывают нам о физиологии родов и видах ухода, которые действительно помогают женщинам родить. Кроме того, существуют технологии, поддерживающие любой вид родов. Если бы мы могли применить соответствующие технологии в сочетании с ценностями гуманизма и спонтанной открытостью к индивидуальности и энергии, характерной для холизма, мы могли бы в самом деле создать лучшую систему родовспоможения, которую когда-либо знал мир. (параграф 80)
На мой взгляд, для более эффективного взаимодействия с беременностью и родами необходимо использовать метаперспективу и подняться выше тех диапазонов сознания, которые в настоящее время определяют различные подходы и парадигмы охраны материнства. Именно с этой более высокой точки обзора мы можем лучше всего увидеть разные жемчужины истины в более широком контексте охраны материнства. Систематически оценивая и интегрируя истины из этих различных перспектив, а не только принимая одну и отвергая другую, можно улучшить общее понимание и подход к беременности, родам и послеродовому уходу в Соединенных Штатах.
Это не означает просто гуманизацию акушерства или медикализацию родовоспоможения. Однако, поскольку это две основные модели ухода, действующие в настоящее время на Западе, именно здесь можно обнаружить большинство драгоценных находок. Хотя акушерская модель имеет большую ценность для Интегральной модели ухода за беременными, я также считаю, что у этого подхода есть несколько слепых и слабых мест. И хотя акушерскую модель ухода не следует недооценивать или переоценивать, она, безусловно, нуждается в модификации.
Интегральная модель беременности и родов (ИМБР)
Рассказав о том, что я считаю новой интегральной парадигмой, которую я представляю себе в сфере защиты материнства, я перехожу к презентации интегрального подхода и интегральной модели беременности и родов. Стоит отметить, что, несмотря на то, что ИМБР была создана под влиянием интегральной модели, проведение параллелей между квадрантами, уровнями, линиями, состояниями и типами не является основной целью модели или презентации. Параллели между ИМБР и AQAL возникли органично, и поэтому некоторые компоненты ИМБР напрямую соотносятся с AQAL (4 S/квадранты), а другие — более слабо (уникальность матерей и родов/типы). Также стоит отметить, что, хотя ИМБР не смоделирована непосредственно на основе «Практики интегральной жизни» (ПИЖ), ее можно рассматривать и использовать как специфическую практику интегральной жизни для пути материнства (Wilber, Patten, Leonard & Morelli, 2008).
Ввиду ограниченности данной статьи я лишь вкратце коснусь каждого элемента модели. ИМБР состоит из шести ключевых компонентов, которые перечислены ниже.
- Четыре «S» (т. е. «Самость» [Self], «Наука» [Science], «Поддержка» [Support] и «Системы» [Systems])
- Потенциал психодуховного развития
- Уровни в родах (потребности и стадии)
- Роды как переживание «пикового» состояния
- Уникальность матерей и родов
- Интеграция опыта рождения
Четыре «S» ИМБР: САМОСТЬ-НАУКА-ПОДДЕРЖКА-СИСТЕМЫ
Первый компонент ИМБР — это то, что я называю «четыре „S“», и он напрямую соотносится с четырьмя квадрантами. Как пишет Уилбер (2006), они относятся к четырем основным измерениям или перспективам, через которые мы воспринимаем мир (т. е. субъективное, межсубъективное, объективное и межобъективное). Интегральный подход признает, что все эти четыре измерения возникают одновременно, вовлечены в динамическое взаимодействие и что с ними можно целенаправленно работать. Как описывает Льюис Мел, доктор медицины, доктор философии (1980):
Научившись достигать интеграции разума, тела и окружающей среды, женщина может прийти в гармонию с естественными процессами своего тела… Мы называем этот процесс гармонизации различных частей себя психофизиологической интеграцией. Это происходит потому, что мы интегрируем функции тела с функционированием внутреннего «я». В результате происходит личностный рост и изменения, своего рода трансценденция к тому, чем мы можем стать. (Peterson, 1981, p. x)
Первая буква «S» в этой системе обозначает «Самость», или «Я» [Self], и соответствует верхнему левому квадранту. (Wilber, 2006) Это измерение относится ко всем субъективным процессам и опыту роженицы. Сюда входят ее сознание, истории и убеждения, а также мысли, эмоции, душевные состояния и восприятие. Это измерение реальности оказывает огромное влияние, поскольку является смыслообразующим центром женщины. Поэтому работа с внутренним измерением сильно влияет на то, как женщина воспринимает свое путешествие сквозь беременность, роды и новое материнство, и как она развивается вследствие этого опыта (England, 1998).
Существует множество техник родов, направленных на работу с «Самостью», которые, как было доказано, помогают справиться с родовой болью и эмоциональными потрясениями (Gaskin, 2003). Существуют доказательства, что внутренние процессы женщины (то есть то, как женщина справляется с эмоциями, мыслями и восприятием, возникающими во время беременности и родов) не только влияют на отношение женщины к родам, но и могут значительно повлиять на физический прогресс и исход самих родов в лучшую сторону (Gaskin, 2003). Кроме того, взгляд женщины на жизнь вообще, ее отношение к ней и расположение духа в значительной степени влияют на то, как она относится к родам и проживает послеродовой период. По сути, все, что женщина несет в себе, что составляет ткань ее жизни, с большой вероятностью повлияет на переживания, связанные с родами (E. Ray, личное общение, 10 января 2012 г.).
Второе из «четырех S» — «Наука» [Science] — соответствует верхнему правому квадранту. Это объективное измерение, которое включает в себя все физические проявления, элементы, влияния, а также внешнее поведение и действия, связанные с беременностью и родами (Wilber, 2006). Сюда входят сложная механика тела, тесты, методики, предродовые практики, медицинские вмешательства, а также физические методы уменьшения боли и преодоления ее последствий, как естественные, так и фармацевтические.
Процесс родов обычно сопровождается сильной болью, и для ее устранения чаще всего используются техники и методики верхнего правого квадранта, как натуральные, так и фармацевтические. Фармацевтические препараты воздействуют на системы организма, чтобы либо ослабить, либо блокировать боль. Однако если выбор сделан в пользу естественных родов, существует множество нелекарственных подходов к обезболиванию, которые относятся к правому верхнему измерению науки (Goer, 1999). Наиболее распространенные верхне-правые подходы к устранению боли и сложной механики родов включают в себя фармацевтические препараты, технологическое вмешательство, работу с дыханием, движение, изменение положения тела, прикосновение, использование гравитации и гидротерапию. (Balaskas, 1992). Этот квадрант также включает в себя правильный дородовой уход, питание, физические упражнения и работу с телом во время беременности и оказывает значительное влияние на роды, протекающие нормально и без физических осложнений (Davis, 2012).
Третье из Четырех “S” ИМБР — это Поддержка [Support] — всё, что относится к нижнему левому квадранту. В этом измерении мы находим коллективный внутренний опыт, такой как общие ценности, отношения, смыслы, язык и культурный контекст. Сюда также входит разделяемый опыт, и в контексте беременности и родов он в значительной степени связан с уровнем и качеством физической и эмоциональной поддержки, которую женщина получает до, во время и после родов. Это то, что Уилбер называет «мы-пространством» (Wilber, 2006). «Пространство мы» во время родов может оказаться как помехой, так и поддержкой. Оно также может оказать огромное влияние на прогресс и исход родов (Gaskin, 2003).
Поддержка зачастую является ключевым элементом, влияющим на то, как женщина относится к своему окружению во время родов, родовспомогательному учреждению и всему опыту в целом. По большому счету, женщина нуждается в эмоциональной и физической поддержке со стороны других людей во время схваток и родов, так как ей необходимо чувствовать себя в безопасности, чувствовать себя подержанной и черпать силы в своем окружении. Как показывают мое и другие исследования, чем больше уважения и возможностей женщина чувствует как в среде, где происходят роды, так и со стороны медицинских работников, тем лучше она относится к своему опыту родов (Simkin, 1992; Radloff, 2012b). В идеале роженица должна чувствовать поддержку и уверенность в своих силах в любой обстановке, которую она выберет для родов, и ощущать эту поддержку от всех, кто ее окружает, включая партнера, семью, медсестер, акушерок и/или акушеров.
Кроме того, что женщина, как правило, чувствует себя лучше, когда получает непрерывную поддержку в родах, присутствие в родах немедицинского помощника (доулы) влияет и на отношение женщины к родам (Самость/верхний левый квадрант), и на реальный исход родов (Наука/верхний правый квадрант). Было проведено множество исследований, которые четко указывают на то, что психосоциальная поддержка в родах коррелирует с более короткими родами, уменьшением количества запросов на эпидуральную анестезию, снижением частоты кесаревых сечений и использования окситоцина (McGrath, 2008). И наоборот, отсутствие поддержки или присутствие тревожащего фактора в общем пространстве родов также может негативно повлиять на процесс родов. Гаскин (2003) рассказывает, что она была свидетелем бесчисленных случаев, когда роды замедлялись или полностью прекращались из-за присутствия «чужого человека» в родовом зале.
Культурный фон и восприятие женщины, ее семьи, общества и культуры — все это влияет на ее отношение и опыт родов. Американская поп-культура, в частности кино и телевидение, в значительной степени формирует представление о родах, что способствует закреплению большого количества страхов, связанных с этим процессом. Все эти образы и представления о родах влияют на субъективный опыт женщины, воздействуют на решения, которые она принимает в отношении своих родов, и определяют тип родовспоможения, к которому она обращается во время беременности. Поэтому для женщины может оказаться полезной практика глубокого исследования, направленная на то, чтобы отделить себя от культурных «историй», предположений и убеждений и аутентично подключиться к среде, поддержке и практике самоисследования, которые будут наиболее благоприятны для нее до, во время и после родов.
Последняя буква «S» в «Четырех S» означает «Системы» [Systems] и соответствует нижнему правому квадранту. Это межсубъективный домен, или внешняя сторона коллективного. Сюда относятся системы, сети, правительство, технологии, институты и природная среда (Wilber, 2006). Применительно к беременности и родам этот домен проявляется в первую очередь как расширенная система родовспоможения и среда для родов. Сюда входят медицинская, финансовая и страховая системы, а также конкретные медицинские учреждения и стандартные процедуры, с которыми сталкивается женщина во время беременности и родов. Все эти элементы, особенно связанные с местом родов, оказывают непосредственное влияние на физическое, субъективное и межсубъективное измерения, то есть на «Самость», «Поддержку» и «Науку».
Мое исследование показывает, что женщина может получить положительный и дающий силы опыт родов в любом месте, но в определенных обстоятельствах и условиях это бывает затруднительно (Radloff, 2012b). В больнице женщина должна быть чрезвычайно твердой в своих убеждениях, особенно если она хочет родить естественным путем. Большинство больничных учреждений глубоко укоренены в сложной системе защиты материнства, которая во многом опирается на то, что Дэвис-Флойд (2001) назвала бы технократической парадигмой. Поэтому женщина, скорее всего, будет сталкиваться со множеством внешних элементов и воздействий, которые являются результатом этой безличной, ориентированной на финансы и основанной на технологиях системы материнского ухода. В целом, женщине приходится преодолевать многие трудности, чтобы получить полноценный опыт родов в больнице, поскольку на нее распространяются стандартные правила и протоколы стационара. Тем не менее, в таких условиях абсолютно возможно получить позитивный, дающий силы и трансформирующий опыт родов.
Некоторые особенно интересные данные, собранные в ходе исследования, подчеркивают динамическое взаимодействие между каждым из 4 «S». Например, данные четко указывают на то, что женщины, рожавшие без медикаментов, в два раза чаще сообщали о том, что они чувствовали себя более позитивными, уверенными в своих силах и изменившимися благодаря своему опыту родов, чем женщины, рожавшие с использованием обезболивающих препаратов (Radloff, 2012a). Например, 75% женщин, рожавших естественным путем, заявили, что испытывают «очень положительные» ощущения от своих родов, в отличие от 40% женщин, которые сообщили, что использовали обезболивающие препараты в родах. В целом женщины, рожавшие естественным путем (без серьезных физических осложнений), примерно в два раза чаще сообщали о сильном чувстве позитивной трансформации, расширении потенциала, уверенности в себе и озарения, чем те, кто рожал с применением обезболивающих препаратов или планового кесарева сечения (Radloff, 2012a).
Кроме того, женщины, рожавшие вагинально без обезболивания, сообщили, что самым полезным фактором в родах была работа со своим внутренним состоянием (т. е. мыслями, эмоциями, связью между разумом и телом и т. д.). Из этой информации я сделала вывод, что роды без медикаментов требуют от женщины в большей степени задействовать свои внутренние ресурсы, чтобы справиться с физической болью (Radloff, 2012b). Тем не менее женщины, рожавшие вагинально с обезболиванием, сообщили, что поддержка со стороны окружающих была тем фактором, который помог им в родах больше всего (Radloff, 2012a). Тот факт, что обезболивающие препараты приглушают физическую боль при родах, но не снимают сильную тревогу и страх, которые женщина может испытывать до и во время родов, говорит о том, что помимо медикаментов, помогающих справиться с физическими ощущениями во время родов, на женщин благотворно влияет эмоциональная поддержка со стороны других людей, которая помогает им пережить судьбоносные изменения, связанные с деторождением (Radloff, 2012b; Peterson, 1981).
Кроме того, статистические данные показали, что существует прямая зависимость между обстановкой родов и тем, насколько женщина была удовлетворена своим опытом родов в целом. В частности, женщины, рожавшие в больнице, были значительно менее удовлетворены своим опытом родов, чем те, кто рожал в других условиях. Большинство женщин, сообщивших о том, что они были недовольны своим опытом родов в больнице, ссылались на ощущение недостатка поддержки, отсутствия контроля, уважения и веры в силы со стороны персонала больницы. Несмотря на то что эти жалобы и недовольство проявлялись как жалобы на больничную систему и условия родов, я пришла к выводу, что многие из этих жалоб на самом деле возникли из-за проблем в нижнем левом квадранте «Поддержка». (Radloff, 2012b).
Потенциал для психодуховной трансформации
Следующим компонентом ИМБР является идея о том, что беременность, роды и переход к родительству способны привести к психодуховной трансформации. Как я вижу, духовная трансформация может представлять собой изменение в интерпретации и понимании матерью как самой себя, так и своей жизни в целом. Духовная трансформация, как объясняет психолог Раймонд Палутциан, «представляет собой изменение в системе смыслов, которую личность использует в качестве основы для самоопределения, понимания жизни, всеобъемлющих целей и важнейших проблем» (Paloutzian, 2005, p. 334).
В своей книге «Интегральная духовность» Уилбер (2006) выделяет четыре различных значения слова «духовный», которые могут означать высший уровень на любой линии, отдельную линию как таковую, экстраординарное пиковое состояние или определенное умонастроение (с. 100). Я считаю, что каждое из этих значений понятия «духовность» может быть активировано во время беременности и родов и, следовательно, может способствовать духовному пробуждению и развитию.
Говоря на эту тему в личном интервью, акушерка Элла Рэй объяснила, что рассматривает беременность, роды, рождение ребенка и недели сразу после его появления на свет как «окно для трансформации» как для молодой мамы, так и для ее партнера. Рэй пояснила: «По моему опыту, это одно из тех мест в жизни, где происходит настоящая трансформация. Я думаю, что медитация на длительных ретритах, роды и рождение ребенка — это те места, где, как я знаю из собственного опыта, происходит трансформация» (E. Ray, личное общение, 10 января 2012 г.).
Уровни в родах (потребности и стадии)
Следующий компонент интегрального подхода к беременности и родам связан с иерархией потребностей в родах, а также с уровнем развития, мировоззрением и жизненной парадигмой роженицы. Этот компонент модели связан с иерархией потребностей, возникающих во время беременности и родов, которые я преобразовала в иерархию «родовых» потребностей.
Согласно Абрахаму Маслоу, потребности людей варьируются от дефицитарных до бытийных потребностей, начинаясь с базовых биологических потребностей и развиваясь далее в направлении самоактуализации. Эти стадии развиваются по возрастающей: выживание, безопасность, принадлежность и любовь, уважение и, наконец, самоактуализация. Маслоу относил дефицитарные потребности к потребностям, которые побуждают человека к действию из чувства нехватки, в отличие от бытийных потребностей, которые характеризуются стремлением к самоактуализации и самотрансценденции. Бытийные потребности движут человеком из чувства полноты и изобилия (Wilber, 2003). Если применить иерархию Маслоу к опыту родов, становится очевидным, что потребности женщины во время беременности и родов также развиваются от дефицитарных к бытийным.
Я считаю, что каждый из этих уровней потребностей важен и ценен в своей сфере. С точки зрения ИМБР, потребности по всему спектру иерархии должны быть признаны, учтены и, в идеале, удовлетворены. При этом необходимо ориентироваться на то, что низшие (дефицитарные) потребности должны быть удовлетворены до того, как вы сосредоточитесь на высших (бытийных) потребностях. Хотя важно отметить, что каждая из этих потребностей, особенно во время родов, возникает одновременно и динамично, намерение должно заключаться в удовлетворении всех потребностей в рамках этой иерархии, начиная с базовой безопасности и выживания и постоянно продвигаясь вверх по лестнице к удовлетворению высших потребностей, связанных с расширением потенциала и самоактуализацией.
Далее, в соответствии с уровнями в интегральной карте AQAL, высота или «стадия развития» роженицы будет в значительной степени определять её взгляды, восприятие, ожидания и желания как во время беременности, так и во время родов. Именно отсюда она будет готовиться к родам, выбирать подход, понимать, ценить и организовывать свой опыт родов (Wilber, 2006). Однако из-за ограниченного объема данной статьи я не могу подробно описать каждый из этих уровней/стадий развития и то, как они могут повлиять на беременность женщины и роды.
Роды как переживание «пикового» состояния
Четвертый элемент ИМБР включает в себя точку зрения, согласно которой опыт родов может проявиться как мощный «пик» или измененное состояние. В данном контексте состояния относятся к тем аспектам сознания, которые являются временными, преходящими, эмпирическими и феноменальными. Марк Форман (2010) объясняет: «В определенное время происходят ярко выраженные — хотя и временные — сдвиги, которые выводят человека, биологию, культуру или систему из гомеостатического состояния. В этих состояниях появляются новые факторы, новая информация и новые силы» (стр. 24). Именно так я бы описала свои роды. Более того, я бы назвала их самым долгим, мощным, болезненным и трансформирующим состоянием, которое было в моей жизни.
Маслоу (Maslow, 1971) много говорил о трансформации и росте, которые могут произойти в результате мощного пикового переживания. Он пояснял:
Термин «пиковые переживания» — это обобщение, обозначающее лучшие моменты существования человека, самые счастливые моменты жизни, переживания экстаза, восторга, блаженства, величайшей радости. Я обнаружил, что такие переживания возникают в результате глубоких эстетических переживаний, таких как творческие экстазы, моменты зрелой любви, совершенные сексуальные переживания, родительская любовь, опыт естественных родов и многие другие. (стр. 105)
Хотя постоянная практика и работа обычно считаются наиболее эффективными с точки зрения содействия постоянному росту и скачкам в развитии, Маслоу (1971) также представил идею о том, что пиковые переживания могут быть эффективным средством трансформации, если подходить к ним осознанно, как к возможности для роста. Он объяснял: «Пиковые переживания часто имеют последствия… Они могут делать то же самое, что и психотерапия, если человек правильно ставит цели, если он знает, для чего он это делает, и если он осознает, к чему он идет» (с. 177).
Уникальность личности, родов и ситуации
Следующий компонент ИМБР связан с тем, что каждая женщина — это сложная совокупность биологических особенностей, черт характера, истории, происхождения и типа личности. Учитывая это, ИМБР в значительной степени адаптируется к конкретной женщине. Кроме того, признается, что ни один процесс рождения не идентичен другому (т. е. 4 «S» всегда проявляются уникально), поэтому необходимо поддерживать гибкость и изменчивость в соответствии с уникальностью личности и обстоятельств.
Кроме того, этот аспект включает в себя «Типы» и признание того, что может оказаться полезным подход к родам и беременным женщинам, учитывающий различные системы типов личности. Если использовать в качестве примера систему типов эннеаграммы, то подход, который дает одному типу чувство безопасности и защищенности, может вызвать совершенно противоположное чувство у другого. В случае с эннеатипом шесть мать может чувствовать себя более защищенной, если разработает стратегию и подготовится к рождению ребенка, изучив возможные осложнения. Представительница эннеатипа семь, напротив, может чувствовать себя более уверенно перед родами, если сосредоточится только на положительных моментах, и для нее не будет полезным уделять слишком много внимания возможным осложнениям. (Riso and Husdon, 1999).
Интеграция опыта родов
Последний основополагающий аспект интегрального подхода к беременности и родам — признание и поддержка потребности женщины в обработке и интеграции опыта родов. Интеграция опыта деторождения, в частности предоставление пространства для того, чтобы «побыть с этим», поразмышлять и переработать то, что произошло во время схваток и родов, оказывает огромное влияние на то, как женщина относится к своему опыту деторождения и как она развивается после него.
Родовой опыт женщины непредсказуем. Роды обычно невероятно трудны, а схватки, как правило, болезненны даже в самых благоприятных случаях. Когда в родах возникают физические осложнения, реально угрожающие выживанию, безопасности, тогда эти и только эти вопросы по праву становятся центром переживаний. В этом случае в фокусе послеродовой работы женщины должно быть разрешение и исцеление травмы (Reynolds, 1997).
Если уделить этому процессу необходимое внимание, заботу, время и пространство, то трудности в родах можно исцелить, преобразовать и интегрировать. Эта работа включает в себя встречу с горем, печалью или разочарованием, которые женщина может испытывать после того, как роды прошли не так, как она себе представляла или надеялась. Этот процесс сам по себе может быть невероятно трудным, но если ему уделить необходимое внимание, он поможет удовлетворить потребности, которые не были удовлетворены во время родов. Этот процесс, хотя и является другим путем, все же может привести к позитивному росту и трансформации (Peterson, 1996). В своей статье «Роды: Обыкновенное чудо. Влияние обесценивания родов на самооценку женщины и отношения в семье» Гейл Петерсон (Gayle Peterson, 1996) утверждает:
Не принимать всерьез потребности женщины — значит способствовать снижению ее самооценки, что может отразиться на ее энергии, необходимой для общения и наслаждения ребенком, и даже способствовать развитию послеродовой депрессии. Без возможности интегрировать этот опыт женщинам остается лишь пытаться почувствовать себя лучше за счет принижения опыта родов. Такой способ помогает общей социальной структуре, которая сама обесценивает этот процесс. Но в итоге он подрывает в женщине ощущение ценности ее собственных значимых жизненных событий. (параграф 4)
Даже если роды женщины не были травматичными, все равно велика вероятность того, что это был самый интенсивный и сложный опыт в ее жизни. Также вероятно, что у большинства женщин есть ожидания или надежды на то, какими будут их роды, и даже если их опыт родов не был плохим как таковой, он часто не соответствует представлениям о том, каким он должен быть. Поэтому отношение к тому, что было, необходимо переработать и интегрировать в новую реальность того, что есть. При всем этом необходимость переработки и интеграции опыта рождения является важной частью интегрального подхода к беременности и родам, независимо от того, был ли опыт матери положительным или отрицательным (Peterson, 1996).
Заключение
Как мы убедились выше, существует множество внутренних и внешних факторов, которые влияют на процесс и исход родов, а также определяют, как женщина относится к своему родовому опыту и как она может интегрировать его в послеродовой период. Эти внутренние и внешние факторы включают в себя то, что женщина переживает и как она работает со своим внутренним состоянием во время родов, продолжительность и уровень осложнений, связанных с родами и родовым процессом, само окружение и условия родов, а также то, какую поддержку женщина получает от окружающих ее людей до, во время и после родов. Эти факторы также влияют на то, как женщина думает о беременности и родах, во многом они определяют реакцию на роды со стороны медицинских работников, формируют парадигмы и культурные нормы, связанные с беременностью и родами, а также определяют политику и процедуры стандартной системы охраны материнского здоровья.
Завершая это исследование (и рискуя голословно возвысить себя до интегрального уровня), я приведу пример моего собственного опыта беременности и родов, поскольку на протяжении всего пути я пыталась использовать интегральный подход, который впоследствии вдохновил меня на создание ИМБР.
Во время беременности, когда я готовилась к родам, мне казалось, что я тренируюсь для восхождения на гору. А еще мне казалось, что я нахожусь на вершине американских горок и при этом у меня нет другого выхода, кроме как спуститься вниз. Это было волнительно и страшно. Хотя я ожидала, что этот опыт будет более сложным и пугающим, чем любое другое физическое испытание, с которым я когда-либо сталкивалась, я также видела, что роды будут трудным умственным, эмоциональным и духовным путешествием. Поскольку я ценю внутреннюю работу над собой и признаю возможность того, что вызов может привести к росту, я приветствовала эту возможность, принимая мои роды как опыт самопревосхождения и трансформации и рассматривая их с физической, ментальной, эмоциональной и духовной точек зрения.
Я посещала курсы подготовки к родам, параллельно наблюдалась у гинеколога и акушерки, читала книги о родах, занималась пренатальной йогой, проясняла и визуализировала свой идеальный вариант родов, практиковала медитацию, обращалась к психологу и безупречно питалась, используя все лучшие добавки. У меня также был четкий план родов и запасной план, я выбрала ту обстановку и сопровождающих, с которыми, как я знала, я буду чувствовать себя наиболее комфортно и безопасно, и у меня была невероятная сеть практикующих врачей и родственников, поддерживающих меня. Будучи эннеатипом шесть с крылом семь, я чувствовала себя настолько подготовленной к этому неизвестному опыту, насколько это было возможно, и это пошло мне на пользу.
Все это, несомненно, помогло мне в родах. Во время схваток я использовала методы, которые практиковала во время беременности, а именно практики майндфулнес (медитацию осознанности). С помощью навыка внимательного сознавания я могла наблюдать за своими мыслями и чувствами, которые возникали в ответ на то, что происходило с моим физическим телом. Это помогло мне заметить тот момент, когда я начала мысленно говорить «Нет!» невыносимой боли от схваток. Как бы трудно это ни было, когда я отмечала, что это происходит, я заставляла себя вместо этого говорить вслух «Да!».
Кроме того, на тренинге по родам, основанном на осознанности, мне напомнили, что между схватками нужно отдыхать, не мучиться от боли последней схватки и не предвкушать следующую, а позволить гормону блаженства окситоцину естественным образом разливаться по телу. Кроме того, я находилась в обстановке, где чувствовала себя в безопасности, где мне давали силы и оказывали поддержку, и у меня был невероятно любящий и поддерживающий меня партнер, который физически и эмоционально обнимал меня, пока я рожала нашего ребенка на свет.
В целом мои роды протекали естественно, гладко и были относительно короткими для первых родов. Я не подвергалась никаким стандартным или необязательным медицинским вмешательствам, но с готовностью обратилась к ним, когда у меня началось кровотечение и возникала медицинская необходимость во вмешательстве. В целом мои роды были настолько близки к идеальным, насколько может надеяться женщина, желающая родить естественным путем. Тем не менее, это был самый болезненный, сюрреалистичный и сложный опыт в моей жизни, который потребовал времени и пространства для интеграции.
Несомненно, интенсивный опыт, связанный с родами, бросил мне вызов и изменил меня, хотя изменили меня не просто часы схваток, а девять месяцев подготовки и работы, которые предшествовали этому событию и позволили родам стать вершиной моей трансформации. Когда все было сказано и сделано, я вышла по ту сторону родов в качестве новой, более сильной и могущественной женщины, а именно — матери.
Поэтому, в дополнение к моей истории и опыту в области беременности, родов и трансформационного роста, именно благодаря моему личному путешествию я пришла к еще более глубокому пониманию того, что опыт беременности, родов и раннего родительства, если к нему подходить осознанно и комплексно, может не только увеличить вероятность положительного опыта родов и послеродового периода, но и стать катализатором для улучшения самочувствия, личностного роста и психодуховной трансформации женщин и их семей.
Мое намерение в создании и презентации ИМБР состоит в том, чтобы помочь фасилитировать опыт беременности и родов как позитивный, трансформирующий и расширяющий возможности женщины, способствовать здоровой трансформации женщины и ее физического, психического, эмоционального и духовного состояния, подобно тому как способствует родам акушерка. Я искренне верю, поскольку испытала это на собственном опыте, что роды могут служить этой высшей цели. Этот важный сдвиг во взглядах на роды и беременность способен не только послужить индивидуальному развитию и благополучию самой роженицы, но и в совокупности оказать долгосрочное и глобальное воздействие на планету и ее жителей в целом. В конце концов, что может быть более мощным и преобразующим, чем то, как мы относимся к акту создания и зарождения новой физической жизни?
Источники
Amnesty International. Deadly delivery: The maternal health care crisis in the USA. (2010). London: Amnesty International Secretariat.
Balaskas, J. (1992). Active birth: The new approach to giving birth naturally (Revised ed.). Harvard, Massachusetts: Harvard Common Press.
Davis, E. (2012). Heart & hands: A midwife’s guide to pregnancy & birth (5th ed.). New York: Crown Publishing Group.
England, P., & Horowitz, R. (1998). Birthing from within: An extra-ordinary guide to childbirth preparation. Albuquerque, N.M.: Partera Press.
Davis-Floyd, R. (1992). Birth as an American rite of passage. Berkeley: University of California Press.
Davis-Floyd, R. (2001). The technocratic, humanistic, and holistic paradigms of childbirth. International journal of gynecology and obstetrics. 2001 Nov; Vol 75 Supplement No 1, pp. S5-S23.) Accessed at http://davis-floyd.com/the-technocratic-humanistic-and-holistic-paradigms-of-childbirth/
Forman, M. D. (2010). A guide to integral psychotherapy: Complexity, integration, and spirituality in practice. Albany: State University of New York Press.
Gaskin, I. M. (2003). Ina May’s guide to childbirth. New York: Bantam Books.
Goer, H. (1999). The thinking woman’s guide to a better birth. New York, N.Y.: Berkley Pub. Group.
Maslow, A. H. (1971). The farther reaches of human nature. New York: Viking Press.
McGrath, S. K., & Kennell, J. H. (2008). A randomized controlled trial of continuous labor support for middle-class couples: Effect on cesarean delivery rates. Birth, 35(2), 92-97.
Paloutzian, Raymond F. (2005). Religious conversion and spiritual transformation: A meaning-system analysis. New York: Guilford.
Peterson, G. (1981). Birthing normally: A personal growth approach to childbirth. Berkeley, Calif.: Mindbody Press.
Peterson, G. (1996) Childbirth: The ordinary miracle. Birth Psychology. Retrieved http://birthpsychology.com/free-article/childbirth-ordinary-miracle
Population Reference Bureau. 2010 World population data sheet. Accessed on Dec. 9, 2011 at http://wiki.answers.com/Q/How_many_people_are_born_and_how_many_people_die_every_minute#ixzz1gFndJZSF
Radloff, B. (2012a). [What makes a woman feel positive about her childbirth experience?]. Unpublished raw data.
Radloff, B. (2012b). The experience of childbirth: A mix methods integral research study. Unpublished manuscript.
Reynolds, J. L. (1997). Post-traumatic stress disorder after childbirth: The phenomenon of traumatic birth. Canadian Medical Association Journal, 156(6), 831-835. Retrieved May 11, 2013, from http://www.canadianmedicaljournal.ca/cont
Riso, D. R., & Hudson, R. (1999). The wisdom of the enneagram: The complete guide to psychological and spiritual growth for the nine personality types. New York: Bantam Books.
Simkin, P. (1992). Just another day in a woman’s life? Part II: Nature and consistency of women’s long-term memories of their first birth experiences. Birth, 19, 64–81.
Wilber, K. (2000). Integral psychology: Consciousness, spirit, psychology, therapy. Boston: Shambhala.
Wilber, K. (2006). Integral spirituality: A startling new role for religion in the modern and postmodern world. Boston: Integral Books.
Wilber, K., Patten, T., Leonard, A., & Morelli, M. (2008). Integral life practice: A 21st century blueprint for physical health, emotional balance, mental clarity, and spiritual awakening. Boston: Integral Books