Данная статья написана для академического сборника «Психотехники и изменённые состояния сознания», который будет издан РХГА по результатам одноимённой конференции, проводившейся 12–14 декабря 2013 года в Санкт-Петербурге. «Эрос и Космос» публикует статью в двух частях и в авторской редакции. Вторая часть доступна по ссылке.
Интегральная психология — это метапарадигматический подход к психологии, целью которого является теоретический и практический синтез важнейших открытий и конструктов различных направлений психологии как современности и постсовременности (модерна и постмодерна), так и досовременности.1
В термине «метапарадигматический» слово «парадигма» означает буквально «образец», или «шаблон», задействования реальности (в оригинальном смысле, который вкладывал Томас Кун в этот термин в контексте философии науки2). Парадигма есть определённое предписание, или практика, или метод, который задействуется практикующими ту или иную дисциплину для получения (генерирования) данных. На основе получаемых данных рождается знаниевая база и система интерпретаций относительно изучаемой дисциплиной предметной области, совместно разделяемые теми, кто её практикует. Приставка мета- в термине «метапарадигматический» означает, что интегральная психология стремится выходить за пределы какой-то одной практики (парадигмы) задействования реальности и одновременно задействовать множество различных парадигм, сопоставляя при этом данные, получаемые в результате задействования данных парадигм, для формирования единой психологической метатеории.
В данный момент выделяется восемь обширных «семей», «зон», или типов, таких парадигм в рамках концепции интегрального методологического плюрализма (ИМП).3 Яркими примерами дисциплин-методологий каждой из восьми «зон» ИМП являются феноменология, структурализм, герменевтика, этнометодология, когнитивная психология, нейробиология, теория систем и теория социального автопоэза (однако спектр дисциплин перечисленными не ограничивается). Интегральная психология стремится к непротиворечивой интеграции данных, получаемых всеми этими дисциплинами в отношении психологических реалий, причём психология понимается в крайне широком, общечеловеческом значении и включает не только современные школы западной психологии, но и психологические системы, развивавшиеся в рамках медитативно-созерцательных дисциплин великих традиций духовной мудрости различных культур мира.
Несмотря на то, что попытки интеграции психологических знаний предпринимались и ранее, термин «интегральная психология» в вышеупомянутом значении предложен современным американским философом Кеном Уилбером, послужившим де факто основателем данной метадисциплины.4 В качестве основополагающей системы координат интегральная психология имеет модель AQAL (читается «а́квал»), являющаяся кристаллизацией интегральной философии Уилбера, развивавшейся им в течение нескольких десятилетий в качестве одного из вариантов «мировой философии».5
AQAL представляет собой сокращение от «all quadrants, all levels, all lines, all types, all states» — «все квадранты, все уровни, все линии, все типы и все состояния». Данные специфические термины (квадранты, уровни и т. д.) указывают на нередуцируемые, с точки зрения интегрального подхода, компоненты реальности (то есть Космоса как тотальности бытия), повсеместно встречаемые человеческим сознанием в каждом акте познания. С позиции интегральной психологии, если мы хотим иметь целостное видение реальности, на которое можно опираться в своих задействованиях, нам необходимо одновременно отслеживать все эти пять категорий опыта на их собственных основаниях (не сводя, например, субъективный квадрант к объективному).6
Если обобщить, то в каждом познавательном акте доступное нам как людям сознавание (англ. awareness) так или иначе сталкивается с внешними (объективными) и внутренними (субъективными) феноменами в их индивидуальных и коллективных проявлениях; данные четыре грани опыта называются квадрантами — или фундаментальными перспективами на реальность. Поскольку, согласно интегральной философии, человеческое сознавание является неотъемлемым от реальности аспектом, или аспектом эволюционирующего сознающего Космоса, то можно говорить, что квадранты — это базовые перспективы, при помощи которых реальность смотрит на реальность. На феномены каждого квадранта можно посмотреть изнутри и извне, что и порождает восемь «семей», или «зон», интегрального методологического плюрализма (например, на психику можно посмотреть изнутри [феноменология: запись субъективных отчётов, «потока сознания», интроспекция] и извне [структурализм: сравнительно объективная систематизация субъективных отчётов, нахождение в них структур-паттернов]).7
Сами четыре квадранта можно обобщить как взгляды на реальность с точки зрения 1-го, 2-го и 3-го лица: субъективный квадрант — 1-е лицо (лингвистический коррелят — местоимение «я»); межсубъективный квадрант — 2-е лицо ( «ты» и «вы») и 1-е лицо мн. ч. («мы»); объективный квадрант — 3-е лицо ед. ч. («он», «она», «оно»); межобъективный квадрант — 3-е лицо мн. ч. («они»). Поэтому четыре квадранта ещё для удобства называются квадрантами «я», «мы», «оно» и «они».8
Также в результате пристального наблюдения человеческому сознаванию открывается, что феномены в каждом из квадрантов не статичны, а динамично развиваются и эволюционируют, причём можно наблюдать «квантование» уровней сложности организации сознания и материи, при котором глубина сознания и сложность материи, пребывая продолжительное время в гомеостазе, вдруг по достижении какой-то критической массы делают скачок на новый уровень структурной организации (идентичности, ценностей, нейробиологической организации и т. д.).9
В интегральной психологии — на основании обращения к данным более сотни теорий развития — выделяется около дюжины таких крупных стадийных скачков развития сознания (от материального к рациональному и затем духовному через ряд промежуточных стадий). Причём наблюдаются неравномерное развитие (линии развития) и типологические различия (дифференциация типов). Пятой категорией в AQAL-модели являются состояния; в применении к интегральной психологии это, прежде всего, состояния сознания и мозга, а также состояния групповых и социальных процессов (об изменённых состояниях массового сознания см. монографию Дмитрия Спивака10).
В настоящей статье мы сосредоточимся на изложении основополагающей для интегральной психологии концепции трансформаций сознания и более пристально рассмотрим то, как уровни, линии и состояния сознания проявляются в субъективном «я»-квадранте модели AQAL.
Лестница, взбирающийся, вид
Центральной, пусть и не исчерпывающей, метафорой процесса развития в интегральной психологии является образ под названием «лестница, взбирающийся, вид». Сегодня понятно, что развитие сознания многомерно и многопоточно (ему скорее соответствует образ расходящихся из единой основы спиралевидных потоков развития11), так что его нельзя адекватно отобразить как прямолинейный процесс, однако метафора лестницы всё ещё актуальна при объяснении некоторых общих закономерностей развития. Общая идея такова: существуют базовые уровни сознания (ступени «лестницы» развития), по которым в ходе своего роста взбирается самость, или самоощущение индивида; на каждой новой ступени открывается новый вид на реальность — иное мировоззрение (грубо говоря, ребёнок видит магический мир сказочных существ, подросток — мир сценариев и ролей, которым нужно соответствовать, а современный взрослый — мир рациональных решений и экзистенциальных смыслов).12
Лестница
Лестница представляет собой территорию, по которой вскарабкивается самость, или «я»-система, субъекта. Однако, с точки зрения интегральной постметафизики, эта территория не существует как некий мир вовне, отделённый от субъекта, познающего данности этого мира по механизму отражения (подобная идея в постметафизике критикуется как «миф о данном»). Напротив, это неразрывная диалектика субъекта и объекта, эпистемологии и онтологии, сознания и бытия, информирующих и ограняющих друг друга.13
Уилбер настаивает на том, что мы должны признать, как минимум, существование трёх обширных сфер бытия-и-сознания — сфер тела, разума и духа. Также он утверждает, что возможно (и в различных контекстах — целесообразно) использование более подробных пятиуровневых моделей (материя, тело, разум, душа, дух) и даже десятиуровневых.14 Если рассмотреть фундаментальную трёхуровневую модель, то под сферой тела в широком смысле подразумевается сенсомоторный мир, доступный органам чувств, под сферой разума — ментально-рациональное пространство, под сферой духа — пространство чистого «изначального сознавания» (primordial awareness), обращённого на самое себя (которое, согласно интегральной философии, является фундаментальным свойством вселенной).15
При этом сам Дух трактуется и как высший уровень лестницы, и как сама лестница в целом (иными словами, структурное отождествление самосознания с уровнем духа является высшим уровнем развития, однако при этом открывается, что сам Дух как сознавание присутствует в качестве аспекта реальности изначально).16
Взбирающийся
Как было указано, по вложенной иерархии уровней тела, разума и духа взбирается самость (self). Сама по себе, самость является сложным понятием, с точки зрения феноменологии включающим всё, на что, условно, можно указать местоимениями «я» и «меня». В перспективе 1-го лица самость называется самоощущением — субъективным пространством мироощущения. В перспективе 3-го лица, при систематизирующем взгляде извне, часто говорится о системе самости (или «я»-системе).17 В русском языке значения всех трёх терминов («самость», «самоощущение», «система самости») находят отражение в широком термине «личность».18
Самость включает в себя совокупность внутренних переживаний и интенций отдельного сознания-индивида, путешествующего по территории бытия. Одна из основных функций самости — отождествление с различными аспектами опыта сознания-бытия, в число которых входят уровни развития сознания (базовые структуры сознания, представленные, прежде всего, когнитивной, или познавательной, линией развития). В детстве, отождествляясь с миром тела, самость базируется преимущественно на чувственном и телесном самоощущении; затем она в процессе стадийного развёртывания утрачивает исключительную отождествлённость с чувственным, психотелесным и эмоциональным опытом и переходит к отождествлению с миром разума и рассудочных концепций, понятийного мышления и т. д.; после чего, уже в зрелом возрасте, есть потенциальная вероятность, что она может утратить исключительную тождественность с умом, отождествившись с «пустотностью» изначального сознавания, или Духа, проявляющейся в единстве с «формой», или миром явлений.19
В процессе развёртывания всё более высоких базовых уровней сознания и стадий развития самости происходит постепенное возрастание степени структурной дифференцированности, сложности феноменологии и мироосмысления, а также личностной интегрированности. Чем выше уровень развития, тем меньше индивидов до него добираются, поскольку развитие не является предрешённым процессом и тесно связано с вопросами адаптации к среде и социуму, которые могут быть, а могут и не быть благоприятными для дальнейшего развития.20
Сама самость является просто субъективным пространством отождествления с актуально развернувшимися в различных линиях уровнями развития. Она пытается осмыслить и переварить, или метаболизировать, внутренние и внешние сигналы, регистрируемые в результате когнитивного (познавательного), мотивационного, эстетического, морально-этического, психосексуального, межличностного и др. задействования внутреннего и внешнего мира. Когда самость неизбежно отождествляется с каким-либо базовым уровнем сознания, этот уровень становится для неё субъектом (линзой, или фильтром, через который она осмысляет мир); затем, в ходе разотождествления самости с этим уровнем и отождествления со следующим, то, что было доселе воспринимающим субъектом, становится воспринимаемым объектом, а место субъекта занимает новая структура развития. Например, когда конкретно-операционное мышление (мышление о представленных в сенсорно-чувственном опыте предметах) уступает место формально-операционному мышлению (мышлению о мышлении), личность оказывается способна не только мыслить о предметах, но и мыслить о своём мышлении (например, о том, как лучше мыслить о предметах), но при этом формальное мышление о мышлении становится субъектом, который эта самость не может превратить в объект восприятия.21
Поскольку самость по определению является совокупностью, или тотальностью, всех многомерных процессов субъективной идентификации, происходящих со своей скоростью и в своих направлениях (как прогрессии, так и регрессии), сложно говорить о её прогрессирующем развитии в целом. Однако, по меньшей мере, одному из аспектов самости всё же характерно прогрессивное стадийное развёртывание (под которым в интегральной психологии зачастую и понимается «развитие самости»). Данный аспект в психологической теории развития, основанной Джейн Лёвинджер и развиваемой Сюзанной Кук-Гройтер и др. исследователями, получил название «эго». Эго — это сознательная идея «я», или «я»-концепция; паттерн осмысления субъектом себя, своей идентичности и своих отношений с миром. Эго является той частью «я», которая поддаётся сознательному ухватыванию и осмыслению со стороны самой личности (в дополнение к тем аспектам «я», которые такому ухватыванию и осмыслению не поддаются — например, «трансцендентальное „я“»). Чем выше стадия развития эго, тем более сложные выявляются паттерны смыслосозидания и осмысления внутреннего и внешнего мира (постепенно задействующие всё большее количество и глубину перспектив, на высших стадиях охватывающих планетарные и космические горизонты).22
Вид
Когда самость взбирается на новую ступень лестницы развития, её взору буквально открывается новый мир. Становится видно то, что ранее не было видно, а то, что было видно и раньше, теперь рассматривается под новым углом. На основе структуры сознания, с которой отождествлена самость, и взаимодействия этой структуры с актуальными для неё реалиями бытия, формируется новое воззрение на мир. Это мировоззрение сопоставляется с мировоззрением других индивидов, находящихся в резонансе с той же самой психологической и смысловой структурой сознания. Постепенно в культуре кристаллизуются определённые паттерны мироощущения и концептуализации мира, становящиеся совместно разделяемым мировоззрением. Это мировоззрение (по Гебсеру/Уилберу, архаическое, магическое, мифическое, рациональное, плюралистическое и т. д.) находит своё выражение в искусстве, литературе, архитектуре, науке, социальных институтах и др. формах человеческой деятельности. 23
Разумеется, мировоззрения и массовое сознание формируются не только под влиянием новой высоты (или глубины) сознания, но ещё и под влиянием изменений и преобразований в объективной среде (прежде всего, в технико-экономическом способе производства). Иными словами, материальный базис в сильной мере определяет надстройку; однако преобразования в самом материальном базисе связаны с инновациями, происходящими в результате эволюции сознания к более высоким уровням структурной организации (происходит сдвиг парадигмы — новый уровень когнитивных способностей приводит к открытию новых инструментов взаимодействия со средой, позволяющих эффективно поддерживать и развивать существование, адаптированное к средовым изменениям и новым вызовам). С точки зрения интегральной психологии, наблюдается диалектика сознания и бытия: они взаимовлияют друг на друга, будучи неразрывно связанными.24
Продолжение читайте во второй части.
Библиография (часть 1)
Кук-Гройтер 2009 — Кук-Гройтер С. Развитие эго: девять уровней всё большего охвата // Cook-Greuter & Associates. — Бостон: Cook-Greuter.com, 2009. Эл. версия доступна: http://goo.gl/QLOyfr
Кун 2009 — Кун Т. Структура научных революций. — М.: АСТ, 2009.
Налимов 2011 — Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — Изд. 3-е. — М.: Академический Проект, Парадигма, 2011.
Спивак 1996 — Спивак Д. Л. Изменённые состояния массового сознания. — СПб.: Гарт-Курсив, Фонд «Ленинградская галерея», 1996.
Уилбер 2002 — Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. — М.: АСТ, 2002.
Уилбер 2004а — Уилбер К. Интегральная психология. Сознание, дух, психология, терапия. — М.: АСТ, 2004.
Уилбер 2004б — Уилбер К. Один вкус: Дневники Кена Уилбера. — М.: АСТ, 2004.
Уилбер 2009 — Уилбер К. Интегральное видение: Краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному. — М.: Открытый Мир, 2009. Эл. версия доступна: http://goo.gl/dq9J8u
Уилбер 2013а — Уилбер К. Интегральная духовность: Новая роль религии в современном и постсовременном мире. — М.: Айпрактик, 2013. Эл. версия доступна: http://goo.gl/sqm4SI
Уилбер 2013б — Уилбер К. Ответ критическому реализму в защиту интегральной теории // Sex, Karma, Creativity (фрагменты из планируемой к публикации книги). — СПб.: Интегральные переводы, 2013. Эл. версия доступна: http://goo.gl/6QsfEU
Уилбер 2013в — Уилбер К. Теория всего: Интегральный подход к бизнесу, политике, науке и духовности. — М.: Постум, 2013.
Уилбер 2013г — Уилбер К. Фрагмент А: Интегральная эпоха на передовом краю // Sex, Karma, Creativity (фрагменты из планируемой к публикации книги). — СПб.: Интегральные переводы, 2013. Эл. версия доступна: http://goo.gl/uZAQ8A
Уилбер 2014 — Уилбер К. Краткая история всего. — 2-е русск. изд., испр. и доп. (с спец. предисловием к русск. изд. К. Уилбера). — М., 2014. Планируется к изданию.
Cook-Greuter 2010 — Cook-Greuter S. R. Postautonomous ego development: A study of its nature and measurement. Based on a dissertation presented to the Faculty Of the Harvard University Graduate School of Education — Updated edition. — Integral Publishers, 2010.
Wilber et al. 1986 — Wilber K., Engler J., Brown D. P. (eds.). Transformations of consciousness: Conventional and contemplative perspectives on development. — Boston: Shambhala, 1986.
Wilber 1998 — Wilber K. The marriage of sense and soul. — NY: Broadway Books, 1998.
Wilber 2001a — Wilber K. A brief history of everything. — 2nd edition. — Boston: Shambhala, 2001.
Wilber 2001b — Wilber K. Sex, ecology, spirituality: The spirit of evolution. — 2nd edition. — Boston: Shambhala, 2001.
- Уилбер 2004а. ↩
- Wilber 1998; Кун 2009. ↩
- Уилбер 2013а. ↩
- Уилбер 2004а. ↩
- Уилбер 2013в: 60. ↩
- Уилбер 2009. ↩
- Уилбер 2013 а. ↩
- Там же: 35–37. ↩
- Wilber 2001b. ↩
- Спивак 1996. ↩
- Уилбер 2013а: 93 ↩
- Wilber 2013а; Уилбер 2014. ↩
- Уилбер 2013а, б. ↩
- Wilber et al. 1986; Уилбер 2004в. ↩
- Wilber 2001а; Уилбер 2013а. ↩
- Уилбер 2002, 2004б ↩
- Уилбер 2004а: 311. ↩
- См. Налимов 2011. ↩
- Wilber et al. 1986; Уилбер 2004а. ↩
- Уилбер 2004а; см. также Cook-Greuter 2010. ↩
- Wilber et al. 1986; Уилбер 2004а. ↩
- Уилбер 2004а; Cook-Greuter 2010; Кук-Гройтер 2009. ↩
- Уилбер 2002, 2004а. ↩
- Уилбер 2013г. ↩