Психология дыр: как мы постоянно заполняем свою внутреннюю пустоту?

Вторая часть второй главы из книги А. Х. Алмааса «Elements of the Real in Man» («Элементы настоящего в человеке»). Перевод с английского Елены Сенькиной под ред. Марины Калдиной и Евгения Пустошкина. Публикуется впервые в журнале «Эрос и Космос». Вы также можете ознакомиться с первой частью.

А. Х. Алмаас

С.: Итак, [духовная] Работа заполняет много моих дыр, но в периоды между нашими встречами здесь я начинаю чувствовать панику. Вместе с тем я думаю, что чувство наполненности, которое я испытываю в результате Работы является качественно иным, чем когда я заполняю себя с помощью других людей. Также работа, которую я здесь выполняю, дает мне возможность почувствовать пустоту и не бояться этого. В основном, чувство наполненности, которое у меня есть от Работы, приходит прямо после того, как вы помогаете мне ощутить достаточную безопасность, чтобы вчувствоваться в дыру.

А.Х.: Да. Ситуация, связанная с Работой здесь, намного более сложная, чем обычные ситуации. Всё то, что вы делаете во внешнем мире, можно привносить и в Работу. Многие люди пытаются заполнить свои дыры нахождением здесь. Но есть другая сторона этого: сама Работа направлена на проживание дефицитарностей, или переживаний нехватки, а не только наполненности.

Если наполненность приходит в результате того, что вы используете Работу, чтобы заполнить ваши дыры обычным способом, тогда вы можете рассматривать свои дыры, которые появляются между сессиями, так же, как и в любой другой ситуации, пытаясь ощутить, что же вы утратили. Вы можете пробовать пережить дыру и понять ее.

Люди часто используют Работу, чтобы заполнить определенную дыру, определенную дефицитарность, или нехватку. Вы можете чувствовать: «я в группе умных, искренних, ищущих правду людей, я должно быть великолепен». Затем, вы идете домой и думаете: «Может быть, я не так уж и прекрасен». Если так, позвольте себе испытывать эту дыру, чтобы понять ее.

Некоторые другие процессы в нашей Работе могут привести вас к тому, что вы почувствуете наполненность, и это может произойти в связи с присутствием определенной настоящей полноты, которая позволяет вам ощутить свою собственную полноту. Когда же вы не находитесь в контакте с этим так глубоко всего неделю, вы можете начать сомневаться в этом. Это другой процесс. Может быть, вы почувствовали наполненность без понимания того, что случилось, или, возможно, есть другие вопросы, которые должны быть раскрыты и проработаны для того, чтобы вы продолжали чувствовать наполненность.

Очень сложно испытывать опыт дыры и не действовать из состояния нехватки или отсутствия чего-то, потому что какая-то мощная сила заставляет вас заполнять дыры

Наполненность, которую вы чувствуете от Работы, отличается от наполненности, которую люди испытывают, когда заполняют дыры. Когда мы просто заполняем дыру, это обычно не ощущается как полнота, реальность. Когда кто-то заполняет ваши дыры, это кажется ненадежным и вы не получаете настоящего удовлетворения. Вы считаете это временным облегчением. Присутствует ощущение цепляния, удержания; вы не хотите, чтобы другой человек покинул вас. Вы не хотите, чтобы они изменили свое поведение по отношению к вам. На глубинном уровне это, на самом деле, блок, а не открытость. Наполненность от Работы — это отсутствие блока.

Иногда ощущение наличия множества дыр возникает одновременно, поэтому это приводит в небольшое замешательство. Обычно, когда кто-то впервые начинает Работу в группе, он ощущает наличие множества дыр одновременно. Целью Работы является увидеть дыры и позволить человеку взаимодействовать с ними изнутри. Мы не пытаемся заполнять дыры снаружи.

Мы легко могли бы делать разного рода вещи, чтобы человек получил здесь удовольствие. Мы могли бы медитировать и делать определенные упражнения, и все могли бы чувствовать себя прекрасно. Однако эти состояния не будут продолжительными до тех пор, пока человек не столкнется со своими ощущениями нехватки, со своими дырами, и не пройдет через этот опыт. Это не простой процесс, он не является ни быстрым, ни легким. Это требует времени и много усилий. Очень сложно испытывать опыт дыры и не действовать из состояния нехватки или отсутствия чего-то, потому что какая-то мощная сила заставляет вас заполнять дыры. Вам иногда кажется, будто это вопрос жизни и смерти.

Принятие своей Дыры

С.: Этим утром когда я завтракал в кафе, я понял, какую большую дыру заполнила мне официантка.

А.Х.: Да. Много людей зарабатывают себе на жизнь, заполняя дыры других людей. Многие бизнесы существуют для того, чтобы заполнять человеческие дыры. Я не осуждаю людей, которые заполняют дыры. Я не думаю, что это грех. Я не думаю, что вы должны чувствовать вину или наказывать себя за заполнение дыр. Иногда вы заполняете свои дыры, иногда вы заполняете чьи-то еще. И что? Я предпочитаю пытаться понять, что происходит. Я не строю религию, говоря : «Ты не будешь заполнять дыры».

Вы можете смотреть на всё в терминах дыр или заполнения дыр. Вы увидите, что всё время вы или заполняете дыру, или терпите дыру, или испытываете то реальное, что было утрачено. Это происходит всё время, каждый момент.

В рамках нашей Работы дыры, с которыми вы имеете дело, становятся всё больше и больше. Сначала вы сталкиваетесь с маленькими дырочками, затем с дырами побольше, пока не попадете в самую большую дыру из всех, которая ощущается как утрата всего. Она называется смертью. Когда вы умираете, вы теряете все. Одна из последних дыр — потеря самого тела. Физическая смерть — это как большая дыра: черная, темная, пустая дыра, ничего в ней нет. Вы пытаетесь заполнить эту дыру телом. Если вы позволите телу уйти, по крайней мере в вашем сознании — я не имею ввиду, что вам обязательно необходимо умереть физически, — тогда внезапно вы полностью увидите себя, того себя, которого вы обычно пытались заменить вашим телом.

Большинство людей думают, что они — это их тела. Это одно из наших глубочайших отождествлений. Это одна из причин, почему мы так сильно жаждем физических удовольствий. Я думаю, что основа глубочайшего желания, страстной жажды физического удовольствия — это дыра. Дыра, отрезавшая нас от реальных удовольствий, сущностных удовольствий. Это отсутствие.

Большинство людей думают, что они — это их тела. Это одно из наших глубочайших отождествлений. Это одна из причин, почему мы так сильно жаждем физических удовольствий

Конечно, никто не хочет в это верить. «Если я позволю уйти этому, что останется со мной? Если я не буду есть печенье дважды в день, заниматься сексом через день и делать то или это, то как я буду получать удовольствие от своей жизни?». И это одна из последних дыр, которая должна быть исследована.

Работа состоит не в том, чтобы изменить себя. Вы делаете то, что вы делаете в вашей жизни, и просто исследуете, что происходит. Это все, что вам нужно делать: изучайте свою жизнь, чтобы понять ее. Раньше для того, чтобы делать Работу, необходимо было удалиться в монастырь и отказаться от всего. Смысл на самом деле был не в том, чтобы отвергнуть всё, а в том, чтобы попытаться пережить дыры. Но со временем такие практики приобрели моралистический тон: стало присутствовать чувство, будто плохо иметь определенного рода внешние контакты. Но цель таких ретритов состояла в том, чтобы позволить вам чувствовать дыры и не заполнять их, и тогда вы сможете увидеть, о чем они.

Я вспоминаю иллюстрацию Мехер Бабы. На этой иллюстрации он пытался показать, что Бог — это все, и для того, чтобы все было завершенным, оно должно было включать в себя ту часть, которая называется «ничто». И из того ничто возникает мир. Он говорит, что всё, что мы знаем это результат этого «ничто», которое находится во всём. И мы должны видеть это «ничто» для того, чтобы быть в состоянии узнать всё. Итак, вы должны иметь «ничто», иначе вы не будете завершенными. Быть завершенным — это значит иметь всё, и это включает «ничто».

Еще одна вещь о теории дыр. Как я говорил, дыры появляются, когда вы еще являетесь ребенком. Когда вы находитесь во младенческом возрасте, у вас нет дыр, вы совершенны, когда рождаетесь. По мере вашего роста из-за вашего взаимодействия с вашим окружением и определенных трудностей, с которыми вы сталкиваетесь, вы оказываетесь отрезанными от определенных частей самих себя. Каждый раз, когда вы оказываетесь отрезанными, появляется дыра. Дыры затем заполняются памятью об утрате и обстоятельствами, связанными с этой потерей. Спустя некоторое время вы заполняете дыры. То, чем вы заполняете дыры, это ложные чувства, идеи, убеждения о себе и стратегии взаимодействия с вашим окружением. Всё это вместе взятое называют личностью; мы зовем это фальшивой жемчужиной.

То, чем вы заполняете дыры, это ложные чувства, идеи, убеждения о себе и стратегии взаимодействия с вашим окружением. Всё это вместе взятое называют личностью; мы зовем это фальшивой жемчужиной

Итак, фальшивая жемчужина — это результат потери частей себя. Через некоторое время мы думаем, что это и есть мы. Мы думаем, что мы это наполнитель. Личность пытается занять место того, что настоящее и реальное в нас. Поэтому мы здесь много работаем над пониманием наших личностных структур. Мы изучаем развитие нашей личности, пока окончательно не сможем пережить ту ситуацию, вследствие которой та или иная определенная дыра сформировалась.

Мы можем посмотреть на каждое качество, увидеть, как оно было потеряно и к чему это привело. Иногда теряется сочетание качеств. Например, вы можете потерять ощущение своей силы, своей воли, своей любви, и это будет смешанная дыра. Таким образом, с точки зрения психологии всё может быть выстроено вокруг психологии дыр, и это является психологией личности, фальшивой жемчужины.

deepart japanese

С.: Я заметил, что в большинстве случаев, когда люди обесценивают меня, я чувствую дыру. Мне кажется, я не достаточно силен, чтобы оставаться с ней до того, как она наполнится паникой, сильной тоской и самоуничижением, и вскоре я начинаю снова начинаю отождествляться с этими чувствами. Нарабатывается ли с практикой способность позволять себе чувствовать дыру непосредственным образом?

А.Х.: Да. Это именно то, о чем я говорю. Мы работаем над тем, чтобы проявлять терпение к этим чувствам, оставаться с ними и не заполнять дыру чем-то еще. Иногда чувства возникают автоматически. Поэтому личность и называют автоматом. Она механична. Спустя некоторое время всё случается автоматически. Вы даже не знаете, что вы заполняете дыры.

С.: Как замедлить процесс? Просто наблюдать его?

А.Х.: Да, наблюдая его, но в то же время осознавая, что вы пытаетесь заполнить дыру. Это помогает не заполнять дыры. Вы можете поставить цель: «В следующие две недели я попробую не получать одобрение извне», или — «каждый раз, когда я вижу в себе желание получить одобрение извне, я буду просто наблюдать это и не действовать». Это один из способов, как это можно делать. Действительно, всё, что мы делаем здесь, в нашей Работе, это прорабатываем эти вопросы. Сегодня мы смотрим на это с определенной точки зрения, которая поможет вам получить определенное понимание, могущее способствовать вашей работе.

Личность действует разнонаправленно. С одной стороны, она всегда пытается избежать дыры, избежать боли и испытывать удовольствие. Это происходит автоматически. С другой стороны, личность всегда пытается заполнить дыру раньше, чем случится что-нибудь, что выявит дыру. Это также происходит автоматически. Ложная личность является механической в том смысле, что после того, как вы потеряли сущностное качество и у вас образовалась дыра, ваша личность автоматически пытается заполнить ее ложными качествами извне.

Ложная личность является механической в том смысле, что после того, как вы потеряли сущностное качество и у вас образовалась дыра, ваша личность автоматически пытается заполнить ее ложными качествами извне

Бо́льшую часть времени вы настолько отождествлены с попытками заполнить дыры, что даже и не думаете о возможности не делать этого. Когда вы чувствуете себя плохо, вы хотите, чтобы кто-нибудь вас похвалил. Что еще вы можете сделать? Действительно, так думает большинство людей. Если вы чувствуете себя нелюбимым, надо найти кого-нибудь, кому вы понравитесь. Люди обычно настолько отождествляются с этими паттернами, что у них нет шансов изменить их.

Чтобы начать работу над такими паттернами, вам сначала нужно начать наблюдать за тем, как они случаются, снова и снова, и увидеть, что это действительно не работает. Как правило, люди не приходят сюда, пока они не поймут, что то, как они поступали раньше, не работает. Большинство людей безраздельно верят в свои стратегии и думают, что если они просто улучшат их и продолжат делать то же самое еще несколько лет, то всё в итоге сработает. Может быть, думают они, они еще не нашли правильного человека или правильную ситуацию. Если бы только они заработали еще немного денег, тогда все сработает. Но для тех, кто наблюдает себя, становится очевидным, что эти стратегии не дают людям того, что они действительно хотят. И это те люди, которые приходят сюда. Я не имею ввиду, что люди, которые начинают Работу, решили прожить и ощутить свои дыры. Нет! Когда люди впервые приходят сюда, они на самом деле хотят найти лучшие способы заполнения своих дыр. Вот почему все приходят. «Я найду лучший способ встретить кого-то, кто будет любить меня. Я найду лучшее решение, как похудеть. Я найду способ быть тем и этим». Итак, они приходят и медленно понимают, что суть Работы заключается в другом.

Проходит много времени, прежде чем люди понимают, что попытки заполнить дыру не работают. Даже слушая меня сейчас, вы пытаетесь заполнить дыры через понимание. «Если я только узна́ю смысл истории, тогда все должно измениться к лучшему». То, о чем я говорю, начинает работать, только если вы начнете чувствовать свои дыры, что означает, что вы начнете чувствовать свою пустоту. Если вы заполняете дыру словами или идеями, вы просто снова ее заполняете.

Проходит много времени, прежде чем люди понимают, что попытки заполнить дыру не работают

Люди пытаются заполнить дыры разными способами. Женщина может думать: «О, вот что я делаю с моим мужем! Я пытаюсь использовать его, чтобы заполнить мои дыры. О’кей, тогда я не буду разговаривать с ним следующие две недели». Она пытается заполнить свои дыры, обвиняя своего мужа в том, что он заполнял их в прошлом. Мы используем хитрые способы, чтобы заполнить наши дыры. «Ага! Отныне я не буду искать новую работу, я не буду пытаться заработать больше денег, потому что это только заполняет мои дыры, а он говорит, что если зарабатывать больше денег, то это ничего не даст». Эти мысли будут продолжать приходить к вам, пока вы продолжаете пробовать заполнить другие дыры.

Я думаю, что с этой точки зрения можно посмотреть на общество: дыра всё захватывает! Большую часть времени общество пытается заполнить дыры. Как вы думаете, на что направлена реклама? Она обращается к вашим дырам. Они находят определенную дыру и пытаются предложить вам наилучший способ ее заполнить. Хорошие рекламные агенты очень эффективно работают с дырами, они знают, какие дыры их продукт может заполнить, и обращаются к этой дыре. Они зарабатывают таким образом миллионы.

Шагни в дыру

С.: Реклама обращается к уже существующим дырам или она создает новые?

А.Х.: Ваши дыры образовались в детстве. Я не думаю, что реклама может действительно создать новые дыры. Рекламщики акцентируют внимание на существующих дырах и обращаются к ним различными способами. Например, возьмем необходимость быть красивыми. Некоторые женщины чувствуют себя некрасивыми. Вы можете использовать это ощущение нехватки красоты разными способами. Реклама стимулирует и усиливает дырозаполняющий механизм. Она усиливает желание, которое является следствием наличия дыр.

Внутри ваших дыр есть ваше представление о том, что, как вы думаете, вы хотите извне. Наше бессознательное создает все эти образы, и мы пытаемся рассмотреть, что же там, на этих картинках. Реклама работает на уровне страстного цепляния или жажды. Она говорит: «Если ты купишь этот продукт, ты будешь прекрасен. Если ты купишь вот это, ты будешь счастлив, или успешен, или бессмертен».

Чтобы переделать то, что делает наша личность, и возвратиться к Сущности, требуется очень глубокая работа

С.: Почему бы рекламу не использовать для того, чтобы стимулировать страстное желание Сущности?

А.Х.: Потому что они не получат много денег.

С.: Разве жажда Сущности не является мощной жаждой?

А.Х.: Она наиболее мощная. Все религиозные системы и церкви рекламируют это. Они апеллируют к глубинному уровню. Конечно, очень редко они могут действительно привести людей к Сущности.

С.: Является ли желание заполнить дыры других людей только лишь способом заполнения своих собственных?

А.Х.: Да. Иногда вы избегаете своих собственных дыр, считая, что другие люди имеют дыры, а вы нет.

С.: Или рассматривая других людей как цепляющихся за вас?

А.Х.: Может быть. Это механизм избегания ваших дыр путем проецирования их вовне. Вы говорите: «Другие люди нуждаются, и я собираюсь помочь им». Этот процесс заполнения дыр не является искусственным или же простым, он очень глубок и тонок и идет из самой глубины вашего бытия. И чтобы переделать то, что делает наша личность, и возвратиться к Сущности, требуется очень глубокая работа.

Алмаас А. Х.

А. Х. Алмаас (A. H. Almaas [A. Hameed Ali])

Кувейтско-американский автор, духовный учитель, создатель алмазного подхода, интегрирующего современную глубинную психологию с мистико-духовными подходами саморазвития. В своё время был одним из первых учеников Клаудио Наранхо.

www.ahalmaas.com

Комментарии

  • http://pustoshkin.com/ Eugene Pustoshkin

    ПСИХОЛОГИЯ ДЫР В АЛМАЗНОМ ПОДХОДЕ

    Психология дыр алмазного подхода — это одно из важных достижений трансперсональной психотерапии.

    А. Х. Алмаас проводит различие между сущностным Бытием и попыткой скрыться от Бытия за личностными заместителями. «Личностные заместители», на мой взгляд, не вполне удачное, пусть и принятое название, поскольку я считаю, что это преимущественно доличностные психодинамические структуры, репрезентации объектных отношений и т. д. — всё то, что формирует «психодинамический» характер.

    В этом смысле я, будучи сторонником философии персонализма, считаю личность и личностную зрелость (индивидуальность) важнейшим эволюционным достижением, а то, что в алмазном подходе и других подходах часто называется «личностными структурами», я считаю доличностными базисными структурами «характера» (но это моё своеобразное понимание, которое в данном случае не столь важно).

    Обычная психотерапия занимается преимущественно заменой, скажем, дисфункциональных объектных репрезентаций (образов в голове) на функциональные, как правило не уповая на надличностную реализацию клиента и не задействуя трансперсональные потенциалы. Психодуховная же Работа в алмазном подходе направлена на возвращение утраченных сущностных качеств и развитие полноценного, многомерного Человека.

    Это, разумеется, очень длинный и тернистый путь. На этом пути крайне важна работа с дырами — теми пустотами в физическом и энергетическом теле, которые образуются на месте «утраченного» и замещённого качества (например, дефицитарная пустота в животе на месте сущностной Силы или в сердце на месте сущностной Любви и т. д.).

    Если, например, у вас есть навязчивая привычка заедать тревогу сладким, то часто за этой привычкой может обнаружиться дефицитарная пустота, скажем в животе. В алмазном подходе вместо того, чтобы постоянно пытаться заполнить такие пустоты едой (или, например, обсессивным контактом с людьми или бесконечной болтовнёй, сидением во вконтакте/фейсбуке и т. д.), человек учится их свидетельствовать и исследовать, принимая не только радостные ощущения, но и тревожные, неприятные — такими, какие они есть, в их подлинности.

    Постепенно дефицитарная пустота сменяется ощущением созидательной пустоты. На месте последней, в свою очередь, — при длительной многолетней практике непрерывного самоисследования (self-inqiury) — начинает, с позиции Алмааса, возвращаться отринутое когда-то сущностное качество; с позиции интегральной теории развития можно говорить скорее не о возвращении (хотя феноменологически это так и ощущается), а о взращивании условий для проявления этого сущностного качества.

    Если погрузиться в техническую сторону вопроса, в видении Алмааса сущностные качества (сущностная Воля, Сила, Личная Сущность и т. д.) являются архетипическими проявлениями; в видении Кена Уилбера это, как и всё остальное, эволюционные эмердженты, или укоренившиеся морфические привычки структурирования живого опыта.

    В холосценденции — практическом подходе к интегральной психологии — концепции А. Х. Алмааса занимают важнейшее место. Семинары по роли алмазного подхода в холосценденции являются важным компонентом холосцендентной программы обучения.

  • http://www.direct-response.com.ua Денис Куклин

    Спасибо, за перевод! Мне актуально

 

In English