Манифест постматериалистической науки

Ниже представлен перевод с английского «Манифеста постматериалистической науки» (Manifesto of a Post-Materialistic Science), выполненный редактором журнала «Эрос и Космос» Александром Малаховым.

Scott Marshall

Мы — группа ученых, известных по всему миру и принадлежащих к различным областям науки (биология, нейронаука, психология, медицина, психиатрия) и участвовавших в саммите о постматериалистической науке, духовности и обществе. Саммит был организован Гари Шварцем, PhD, Марио Борегаром, PhD (Университет Аризоны) и Лизой Миллер, PhD (Колумбийский университет). Саммит состоялся в Canyon Ranch в Тусоне, Аризона, 7 – 9 февраля 2014. Нашей целью было обсудить влияние материалистической идеологии на науку и возникновение постматериалистической парадигмы науки, духовности и общества. Мы пришли к следующим выводам:

1. Современное научное мировоззрение основывается, главным образом, на допущениях, связанных с классической физикой. Материализм (идея, что материя есть единственная реальность) является одним из таких допущений. С ним связано ещё одно допущение — редукционизм как концепция, утверждающая, что сложные вещи могут быть поняты,  будучи сведенными ко взаимодействию их частей, или же к более простым и более фундаментальным вещам, наподобие мельчайших материальных частиц.

2. В течение девятнадцатого века эти допущения прошли процесс затвердевания, превратившись в догмы, и слились в систему взглядов — идеологию, — ставшую известной как «научный материализм». Эта система взглядов утверждает, что сознание есть не что иное, как физическая активность мозга, и что наши мысли не могут оказывать какого-либо влияния на наш мозг и тело, наши действия и физический мир.

3. В двадцатом веке идеология научного материализма стала доминировать в академическом сообществе. Доминировать настолько, что большинство ученых поверили, будто она основана на твердых эмпирических доказательствах и представляет собой единственное рациональное мировоззрение.

4. Научные методы, базирующие на материалистической философии, оказались чрезвычайно успешны не только в углублении нашего понимания природы, но и в получении больших возможностей и большей свободы, благодаря научно-техническому прогрессу.

Почти абсолютное господство материализма существенно сузило науку и стало препятствовать научному изучению сознания и духовности

5. Однако почти абсолютное господство материализма в академическом мире существенно сузило науку и стало препятствовать научному изучению сознания и духовности. Восприятие этой идеологии в качестве единственно возможных концептуальных рамок заставило ученых игнорировать субъективный аспект человеческого опыта.

6. Наука — это, в первую очередь, свободный от догм и предубеждений метод получения знаний о природе через наблюдения, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение феноменов. Ее методология не является синонимом материализма и не должна быть привязана к каким-либо конкретным убеждениям, догмам и идеологиям.

7. В конце девятнадцатого века физики открыли эмпирические феномены, которые не могли быть объяснены классической физикой. Это привело к развитию в течение 1920-х и начале 1930-х революционно нового направления физики, названного квантовой механикой (КМ). КМ поставила под вопрос материальные основания мира, показав, что атомы и субатомные частицы в действительности не твердые объекты, — они даже не существуют постоянно в определенных точках пространства и времени. Что самое важное, КМ непосредственно ввела сознание в ее базовую концептуальную структуру, поскольку было установлено, что наблюдаемые частицы, наблюдатель-физик и метод, используемый для наблюдения, связаны между собой. Согласно одной из интерпретаций КМ, этот феномен означает, что сознание наблюдателя необходимо для существования наблюдаемых физических событий и, стало быть, психические события могут воздействовать на физический мир. Результаты недавних экспериментов поддерживают данную интерпретацию. Имеющиеся результаты подводят к выводу, что физический мир более не является основным или единственным компонентом реальности, и что он не может быть полностью понят без учета сознания.

8. Психологические исследования показали, что сознательная психическая активность способна причинно влиять на поведение, и что агентические факторы (такие как убеждения, цели, желания и ожидания) имеют очень высокое прогностическое и объяснительное значение. Более того, исследования в области психонейроиммунологии указывают, что наши мысли и эмоции способны существенно влиять на деятельность физиологических систем (например, иммунной, эндокринной, сердечно-сосудистой), соединенных с мозгом. Также, нейровизуальные исследования саморегуляции, психотерапии и эффекта плацебо демонстрируют, что психические события могут оказывать существенное влияние на деятельность мозга.

Мы способны, не прибегая к обычным чувствам, получать информацию теми способами, которые выходят за рамки привычных пространственных и временных ограничений

9. Исследования так называемых «пси-феноменов» показывают, что порой мы способны, не прибегая к обычным чувствам, получать значимую информацию теми способами, которые выходят за рамки привычных пространственных и временных ограничений. Кроме этого, пси-исследования демонстрируют, что мы можем психически влиять — на расстоянии — на физические приборы и живые организмы (включая других людей). Пси-исследования также показывают, что сознания, находящиеся на расстоянии, способны нелокально коррелировать, — то есть корреляции между удаленными друг от друга сознаниями, предположительно, ничем не опосредованы (не связаны с любым известным энергетическим сигналом), постоянны (не уменьшаются с увеличением расстояния) и мгновенны (они, по-видимому, происходят без каких-либо задержек). Эти события настолько часты, что они не могут рассматриваться ни как аномалии, ни как исключения из естественных законов, но как указание на необходимость разработки более широких концептуальных рамок, которые не должны основываться только на материализме.

10. Сознательная психическая активность может быть испытана в состоянии клинической смерти во время остановки сердца (это называется «околосмертным опытом», ОСО). Некоторые люди, прошедшие через околосмертный опыт, сообщали о достоверных внетелесных переживаниях (то есть таких переживаниях, которые могут быть проверены на предмет соответствия действительности), имевших место во время остановки сердца. Они также рассказывали о глубоком духовном опыте, полученном в ходе ОСО, вызванном остановкой сердца. Необходимо отметить, что электрическая активность мозга прекращается через несколько секунд после остановки сердца.

11. Контролируемые лабораторные эксперименты зафиксировали, что опытные медиумы (люди, утверждающие, что они способы общаться с сознанием физически умерших людей) в некоторых случаях могут получать очень точную информацию о скончавшихся. Это еще раз подтверждает вывод, что сознание может существовать отдельно от мозга.

Результаты, которые не вписываются в господствующие теории и набор убеждений, не могут быть априорно отвергнуты. Подобное отвержение принадлежит сфере идеологии, а не науки

12. Некоторые материалистически настроенные ученые и философы отказываются признать эти феномены, поскольку они противоречат их концепции мира. Отказы от постматериалистического изучения природы или отказы в публикации сильных научных результатов, поддерживающих постматериалистические установки, противоречат истинному духу научного исследования, требующему непредвзятого рассмотрения любых эмпирических данных. Результаты, которые не вписываются в господствующие теории и набор убеждений, не могут быть априорно отвергнуты. Подобное отвержение принадлежит сфере идеологии, а не науки.

13. Необходимо понимать, что пси-феномены, околосмертный опыт во время остановки сердца и достоверные результаты, полученные в исследованиях опытных медиумов, являются аномальными, только если смотреть на них через призму материализма.

14. К тому же материалистические теории не способны объяснить, как мозг генерирует сознание, и они не способны объяснить эмпирические результаты, которые были упомянуты в этом манифесте. Этот провал говорит нам, что настало время освободиться от оков и шор старой материалистической идеологии, дабы расширить наше представление о естественном мире и принять постматериалистическую парадигму.

Настало время освободиться от оков и шор старой материалистической идеологии, дабы расширить наше представление о естественном мире

15. В соответствии с постматериалистической парадигмой:

a) Сознание является аспектом реальности столь же первичным, как и физический мир. Сознание фундаментально во вселенной, то есть оно не может быть выведено из материи или сведено к чему-то более глубокому.

b) Существует глубокая взаимосвязь между сознанием и физическим миром.

c) Сознание (воля/намерение) способно влиять на состояние физического мира и действовать нелокальным образом. Иными словами, оно не ограничивается отдельными точками ни в пространстве — будь то в мозгу или теле, ни во времени — например, настоящим. Поскольку сознание способно нелокально влиять на физический мир, то намерения, эмоции и желания экспериментатора не могут быть полностью изолированы от результатов эксперимента, даже при использовании контролируемых и слепых методов.

d) Отдельные сознания, по всей видимости, неограничены и могут каким-то образом сливаться, образуя Единое Сознание, включающее в себя все индивидуальные сознания.

e) Околосмертный опыт в ситуациях остановки сердца подтверждает,  что мозг работает как передатчик психической активности; иными словами сознание работает через мозг, но мозг не создает его. Околосмертный опыт, вместе с подтвержденными результатами исследований медиумов, позволяет предположить, что сознание выживает после телесной смерти и что существуют другие уровни реальности, не являющиеся физическими.

f) Ученые не должны бояться исследовать духовность и духовный опыт, поскольку они представляют собой центральный аспект человеческого бытия.

16. Постматериалистическая наука не отвергает эмпирические наблюдения и огромную ценность научных достижений, сделанных до сих пор. Она стремится расширить человеческие возможности для лучшего понимания чудес природы, а в ходе этого заново открыть важность сознания и духа как части первичной ткани вселенной. Постматериализм включает и материю, которая рассматривается как базовая составляющая вселенной.

17. Постматериалистическая парадигма имеет далеко идущие последствия. Она в корне меняет то, как мы рассматриваем себя, возвращая нам достоинство и силу — как людям и как ученым. Эта парадигма поддерживает такие позитивные ценности, как сострадание, уважение и мир. Делая акцент на глубокой связи между нами и природой в целом, постматериалистическая парадигма также ведет к экологической сознательности и сохранению нашей биосферы. Кроме этого (что не ново и было забыто только четыреста лет назад) опыт трансматериального может стать основой здоровья и благополучия человека, как он культивируется и сохраняется в древних практиках ума, тела и духа, религиозных традициях и созерцательных подходах.

18. Переход от материалистической науки к постматериалистической может иметь жизненно важное значение для эволюции человеческой цивилизации. Это может стать даже более важным поворотным моментом, чем переход от геоцентризма к гелоцентризму.

Ученые мира! Мы приглашаем вас ознакомиться с «Манифестом постматериалистической науки» и подписать его, если вы хотите оказать свою поддержку  (см. http://​opensciences​.org/).

* «Манифест постматериалистической науки» был составлен Марио Борегаром, PhD (Университет Аризоны), Гарри Э. Шварцем, PhD (Университет Аризоны) и Лизой Миллер, PhD (Колумбийский университет) в сотрудничестве с Ларри Досси, MD, Александром Морейра-Алмейда, MD, Мэрилин Шлиц, PhD, Рупертом Шелдрейком, PhD, и Чарльзом Тартом, PhD.

Гари Шварц Марио Борегар Лиза Джейн Миллер

** Для дальнейшей информации, пожалуйста свяжитесь с доктором Марио Борегаром из Лаборатории перспективных исследований сознания и здоровья, Департамент психологии, Университет Аризоны, Тусон, США. Email: mariobeauregard@email.arizona.edu.

*** Мы рассмотрели два способа ссылаться на возникающую парадигму в этом манифесте: с дефисом (post-materialism) и без дефиса (postmaterialism). Форма с дефисом была выбрана для большей ясности, как для ученых, так и для простых людей. (На русском языке в любом случае пишется «постматериализм». — Прим. ред.)

**** Итоговый отчет международного саммита о постматериалистической науке, духовности и обществе может быть загружен здесь: International Summit on Post-Materialist Science: Summary Report (английский язык, PDF).

Чтобы подписаться под этим манифестом, пожалуйста отправьте письмо доктору Марио Борегару с указанием вашего имени, ученой степени, области исследований, должности и учреждения.

Авторы манифеста

Марио Борегар (Mario Beauregard), PhD, нейронаука сознания.
Лаборатория перспективных исследований сознания и здоровья, Департамент психологии, Университет Аризоны, США.
Автор книг «Духовный мозг» (The Spiritual Brain) и «Войны за мозг» (Brain Wars).

Ларри Досси (Larry Dossey), MD, медицина внутренних болезней.
Независимый ученый и испольнительный редактор журнала «Explore», США.
Автор «Восстановления души» (Recovering the Soul).

Лиза Джейн Миллер (Lisa Jane Miller), PhD, клиническая психология.
Профессор, директор Института духовности и сознания-тела, Колумбийский университет, США.
Редактор «Оксфордского руководства по психологии и духовности» (Oxford Handbook of Psychology & Spirituality), главный редактор  журнала «Духовность в клинической практике» (Spirituality in Clinical Practice).

Александер Морейра-Алмейда (Alexander Moreira-Almeida), MD, PhD, психиатрия.
Ассоциированный профессор, Федеральный университет Жуис-ди-Фора.
Основатель и директор Исследовательского центра духовости и здоровья, Бразилия.

Мэрилин Шлиц (Marilyn Schlitz), PhD, социальная антропология.
Основатель и генеральный директор «Worldview Enterprises».
Почетный президент и старший научный сотрудник Института ноэтических наук, США.

Гари Шварц (Gary Schwartz), PhD, психология, нейрология, психиатрия, хирургия.
Профессор, директор Лаборатории перспективных исследований сознания и здоровья, Университет Аризоны, США.

Руперт Шелдрейк (Rupert Sheldrake), PhD, биохимия, биология развития, исследования сознания.
Научный сотрудник Института ноэтических наук.
Сотрудник Шумахер Колледжа, Великобритания.
Автор «Новой науки о жизни» (A New Science of Life).

Чарльз Т. Тарт (Charles T. Tart), PhD, трансперсональная психология.
Постоянный сотрудник, Университет София.
Заслуженный профессор психологии, Университет Калифорнии, США.

Малахов Александр

Александр Малахов (Alexander Malakhov)

Интегральный исследователь, специализирующийся на вопросах религии, сознания, целостного здоровья и социальных изменений. Проживает на Дальнем Востоке России. Основатель интегральной лаборатории «Квадранты».

quadrants.link

Комментарии

  • Sync

    Спасибо вам за статью ! Сразу чувствуется , что Тарт к статье приложился.

  • Элемир

    Ебанный пиздец, если честно. Смесь здоровой кантианской и гегельянской критики позитивизма, попытки признать тождественным сознание (социальный феномен, эффект языка) и спинозианское понятие «мышления» (то есть идеализацию факта развития материи), а также банального непонимания математического аппарата квантовой механики

  • Alexandra Pritvorova

    Обалденно, спасибо!

 

In English