Список интегральных фильмов и телесериалов

Марк Аллан Каплан, автор концепции интегрального кинематографического искусства, опубликовал на сайте IMDB обновлённую версию списка проверенных интегральных фильмов. Выбор фильмов не случаен: Каплан потратил много лет на разработку специальных критериев для систематической оценки произведений кинематографического искусства. Ниже вашему вниманию предложены пояснения самого автора, а также сокращённый список фильмов и телесериалов.

© Bo Bartlett, “Land Of Plenty”

Иллюстрация © Bo Bartlett, “Land Of Plenty”

В этом списке вы найдете все проверенные на настоящий момент фильмы и телесериалы, которые включают в себя интегрально информированные элементы1 разной степени выраженности. Оценка выполнена согласно проверочным критериям, которые я разработал во время исследования вопроса применения интегральной теории к теории и практике кинематографического медиа.

Согласно данным этого исследования, кинематографическое произведение можно считать интегральным, если присутствуют элементы интегральной стадии развития в кинематографической форме, стиле, структуре, содержании, и/или если они встроены в материал произведения в качестве атмосферы или ощутимого присутствия. Подобные репрезентации элементов интегральной стадии развития могут включать:

  • Исследование и интеграцию множества развивающихся и эволюционирующих измерений и перспектив различных — больших и меньших — охвата и глубины;
  • Сращивание абстрактных и внутренних измерений и перспектив, таких как время и психическое содержание, ради способствования эволюционному росту и развитию;
  • Эволюционную историю, события и/или прогрессивное развитие персонажа, в которых делается более сильный или равный акцент на разрешении конфликтов, причём подобная прогрессия разворачивается вертикально, по меньшей мере, через три стадии и уровня развития;
  • Эволюционный импульс как движущую силу или паттерн причинности;
  • Ценность истины, которая качественно описывается развивающимися и эволюционирующими полями восприятия;
  • И/или космоцентрический круг заботы и участия, который предполагает осознавание, интеграцию и включение всего сущего.

Интегральные фильмы и интегральные сериалы

В список были недавно добавлены следующие произведения (все фильмы и телесериалы рекомендуем смотреть в оригинальной озвучке с субтитрами; опыт показывает, что при просмотре в дублированном переводе теряется значительная часть как вербальных, так и невербальных смыслов произведения, — прим. пер.):

Последние добавленные фильмы

About Time«Бойфренд из будущего» (About Time, 2013) — интегрально информированная космическая история любви о путешественнике во времени, который пытается использовать время для того, чтобы исправить ошибки и проблемы в своей повседневной жизни, романтических отношениях и в жизни окружающих его людей; в результате он развивает себя и других в совершенно непредсказуемых масштабах.

Edge of Tomorrow«Грань будущего» (Edge of Tomorrow, 2014) — висцерально заряженное научно-фантастическое путешествие, опирающееся на идею временных петель; это история солдата, застрявшего в «режиме повтора», вынуждающего его вновь и вновь проходить через одну и ту же битву, отчего ему приходится развивать себя как воина и эволюционировать из эгоцентричного в космоцентричного человека и, в итоге, обрести космическую любовь.

Frequencies«Частоты» (Frequencies, 2013) — странный, удивительный и интимный интегрально-эволюционный научно-фантастический фильм, события в котором разворачиваются параллельно нашей реальности (parallel-present-reality); в нём исследуются категории свободы воли, судьбы, притяжения и космической силы волновых колебаний бытия и становления.

Her«Она» (Her, 2013) — прекрасное, тонкое и преисполненное воображения интегрально информированное исследование соэволюции человечества и технологии и эволюции искусственного интеллекта в направлении космоцентрической реальности.

Interstellar«Интерстеллар» (Interstellar, 2014) — красивый, качественно новый интегрально информированный научно-фантастический эпос, пытающийся одновременно и точным образом отразить реальную физику внешнего космоса, и конкретизировать нефизическое измерение любви как экзистенциальной силы космического уровня.

Lucy«Люси» (Lucy, 2014) — яркий и pulp–стилизованный интегрально информированный научно-фантастический боевик, события в котором разворачиваются параллельно нашей реальности (parallel-present-reality), главная героиня которого погружается в бурный поток безумного, вызванного психоактивным веществом физического, эмоционального, перспективистского и, в итоге, космического эволюционного путешествия к дальнейшим пределам бытия и становления. (Журнал «Эрос и Космос» ранее публиковал обзор фильма «Люси», рассматривая его с позиции интегрального видения, — прим. пер.)

Man Facing South-East«Мужчина, глядящий на юго-восток» (Man Facing Southeast, 1986) — таинственный, магический, христоподобный, «интегралескный» и, вероятно, «инопланетный» пациент в больнице для душевнобольных исполняет роль эволюционного катализатора для местного психолога и всех других людей, с которыми он соприкасается.

Oblivion«Обливион» (Oblivion, 2013) — запоминающееся и многослойное научно-фантастическое исследование эволюции сознавания и сознания как внутри, так и за пределы традиционных телесно воплощённых форм человечества.

Последние добавленные телесериалы

Awake«Пробуждение» (Awake, 2012 TV Series) — нестандартный и недолго просуществовавший телесериал, пытающийся использовать временные и пространственные сдвиги в реальности для способствования эволюции главных героев в направлении космоцентрического уровня бытия.

Battlestar Galactica«Звёздный крейсер „Галактика“» (Battlestar Galactica, 2004 TV Series) — эпичная интегрально-эволюционная космическая сага, которая берёт нас собой в эволюционно разворачивающееся путешествие, которое постепенно становится все более глубоким, богатым и сложным; в конечном счёте оно развивается в глубочайшим образом трансформирующее приключение, изменяющее наши представления о времени, пространстве и сознании, в котором злодеи эволюционируют в героев, варианты прошлого становятся будущим, а будущее — прошлым.

DaVinci's Demons«Демоны да Винчи» (Da Vinci’s Demons, 2013 TV Series) — забавный, нестандартный и глубокий телесериал, заставляющий по-новому увидеть жизнь Леонардо да Винчи и его время; в сериале он представлен как интегрально информированный гений, намного опередивший своё время.

Heroes«Герои» (Heroes, 2006 TV Series) — необузданное и обращающееся к теме супергероев интегрально-эволюционное исследование противостояния между более высокими и более тёмными потенциалами человеческой природы. Несмотря на то, что давление со стороны руководства телеканала вынудило создателей отойти от изначально заданного курса, интегрально-эволюционные основания произведения всё равно проглядываются вплоть до самого конца.

Sense8«Сенсейт» (Sense8, 2015 TV Series) — «Сенсейт» (созданный Ланой и Энди Вачовски, авторами интегрального блокбастера «Матрица», — прим. пер.) представляет собой красивый и прорывной интегрально информированный телесериал, пытающийся уловить и помочь нам опосредованно и висцерально пережить тетрасплетение всех четырёх измерений-перспектив нашего индивидуального и коллективного внутреннего и внешнего мира, в процессе которого его персонажи — и мы вместе с ними — переживаем растворение границ между индивидуально-субъективной реальностью, коллективно-отношенческой реальностью, индивидуально-объективной реальностью и коллективно-средовой реальностью.

Touch«Связь» (Touch, 2012 TV Series) — прекрасный и недолго просуществовавший телесериал о взаимосвязанности всего сущего и талантливом ребёнке, который одарён интегрально-информированным уровнем и воспринимает и действует, опираясь на эту комплексную паутину взаимосвязей, тем самым оказывая глубокое влияние на окружающих и саму ткань реальности.

С полным списком интегральных фильмов и телесериалов можно ознакомиться на сайте IMDB.

Примечания

  1. В случае данного списка термин «интегрально информированный» является скорее ориентирующим обобщением и используется в значении, отличающемся от общепринятого в интегральной теории Кена Уилбера (где он означает преимущественно информированность об интегральной модели AQAL). Ввиду пока ещё отсутствия достаточного количества данных для того, чтобы делать дифференциацию обнаруживаемых в кинематографическом произведении интегральных элементов при помощи более точной и конкретной системы обозначений, термин «интегрально информированный» временно используется в виде обобщающего указателя на обнаруженные в произведении элементы интегральной структуры сознания.

Каплан Марк Аллан

Марк Аллан Каплан (Mark Allan Kaplan)

Независимый режиссер, консультант интегрального медиа, исследователь и практик. Доктор философии по трансперсональной психологии.

www.markallankaplan.com

Комментарии

  • Yaroslove

    Спасибо.) Теперь есть что посмотреть в ближайшее время..

  • Tania Lenkova

    Ох, спасибо вам, ребятки. Классный список!

  • Sergey Samochernov

    Фильмы и сериалы хорошие, многое я видел, а то, что не видел, посмотрю. Очень смешные аннотации к фильмам. Видно, что автор любит слова интегральный, интегралексный, эволюционный, экзистенциальный, космоцентричный, перспективистский, индивидуально-субъективный, коллективно-средовой. Все эти слова автор обильно вставляет в текст к месту и не к месту, из чего получается интегральная, индивидуально-субъективная и нелепая каша. )))))))))))))))

    • http://pustoshkin.com/ Eugene Pustoshkin

      Все эти термины Марк Аллан Каплан разбирает в своих научно-исследовательских работах, а также объясняет на обучающем курсе по интегральному кинематографу. Они несут не аллегорический, а технический характер.

      • Sergey Samochernov

        Я не против терминов. Просто не надо заваливать читателя ими. Когда автор так делает, это говорит о незнании вопроса.

        • http://pustoshkin.com/ Eugene Pustoshkin

          Это единственная возможная интерпретация того, о чём говорит выбор терминологии автором?

          • Sergey Samochernov

            Вы как будто не слышите меня. Я говорю не о выборе того или иного термина, а о нагромождении их. У меня сложилось впечатление, что автор нашпиговал свой текст как можно большим количеством этих терминов. Вставил их там где надо и где не надо. Это признак непрофессионализма.

          • http://pustoshkin.com/ Eugene Pustoshkin

            Вы уверены, что это так? Есть ли другие варианты интерпретации обилия терминов?

          • Sergey Samochernov

            Нет, я не уверен, но сижу тут и пишу.

          • http://pustoshkin.com/ Eugene Pustoshkin

            Я полагаю, что, поскольку изначально для Марка это была рабочая заметка в его блог, он не сильно утруждал себя попыткой убрать техническую терминологию, чтобы на широкие аудитории вещать. Это же всё в потоке делается. Он же не мог предугадать, что я решу перевести этот список на русский, чтобы опубликовать в журнале.

          • Sergey Samochernov

            Не берусь судить о том, почему сырой текст размещается в общедоступный блог (я, например храню все тексты на компьютере и публикую только отредактированное), но получилось очень смешно.

  • http://pustoshkin.com/ Eugene Pustoshkin

    Может, это и не имеет отношения к интегральному кинематографу, но из последнего просмотренного очень понравился фильм «Joe» с Николасом Кейджем. Я в нём увидел экзистенциальное полотно, фокусирующееся на жизни, страданиях, моральных поражениях и победах людей — носителей конвенционального и доконвенционального сознания. Это по-настоящему многогранный фильм, который я даже мог бы назвать «американским „Левиафаном“», только не лишённым спасения. Для меня фильм мягко, но увесисто поднимает вопрос идентичности: кто я в потоке безличной всемирной кармы? Кто я в кошмаре обыденности и как мне нащупать путь из симулякров к спасению в реальном, ценном, сущностном? Очень ярко в фильме показано, что у кого-то есть больше-доброе сердце, а у кого-то его нет. И расставляются, на мой взгляд, верные акценты.

  • Lidia

    Я была удивлена увидеть в списке фильм «Она». При просмотре он показался мне плоским и примитивным.

  • Tatyana Parfenova

    а не уместен бы здесь был Господин Никто?

    • http://pustoshkin.com/ Eugene Pustoshkin

      Мне кажется, что да! Но, возможно, Марк его просто не смотрел на момент составления списка.

  • Dmitri Solan

    Ничего не видел из вышеперечисленного, но сразу возникает вопрос, почему здесь в основном жанровое кино, и нет действительной классики, как киноискусства, так и поставленных вопросов/ответов/близости к интегральному подходу, например космической одиссеи? Понятно, что при фокусе внимании на интегральной теории можно найти её элементы в любом произведении кинематографа, но большинство этих фильмах с точки зрения именно киноискусства явно не шедевры. А интегральное искусство кроме онтологии должно использовать и соответствующий ей язык, все же.

 

In English