Интегральный подход к воспитанию детей в возрасте до трех лет

В этой статье1 я хочу представить объем и глубину вопроса применения интегрального подхода к воспитанию детей младшего возраста. Мы обсудим взаимосвязь интегральной теории и практики воспитания, а также основные принципы и концепции, лежащие в основе интегрального воспитания. Родительские задачи здесь помещены в контекст эволюционного развития и представлены как одна из возможных интегральных практик. Вдохновляющей и организующей матрицей для нас стала интегральная теория Кена Уилбера.

Введение

Адония, кто ты, дитя мое? Я держу тебя на руках, слышу твоё дыхание, прикасаюсь к невероятно нежной коже. Я ищу в твоих глазах ответы на вопросы. Я смотрю. Я удивляюсь. Вот ты. А вот – я. И нас объединяет пространство между, отношения – глубоко личные, и в то же время мы отделены друг от друга. Я всем сердцем хочу быть сонастроенной с каждым аспектом твоего бытия и становления. Когда я пытаюсь воплотить это стремление в жизнь, я понимаю, что учусь, пробуждаюсь и вовлекаюсь в новые и постоянно разворачивающиеся переживания. Я пробую, ошибаюсь, начинаю заново, обсуждаю, анализирую, размышляю, читаю, пишу. Сейчас, когда тебе уже три с половиной года, ты яркая, любознательная и живая девочка. Я благодарна тебе за все те моменты, которые мы пережили вместе. Вдобавок к невероятному опыту узнавания и сопровождения тебя, ты даешь пищу моим размышлениям относительно интегрального воспитания. Вот, сейчас я пишу все это, и слышу твой радостный тонкий голосок: «Ты же это сделаешь, да?» Думаю, ты сейчас лепишь звездочки из глины со своим папой.

Долгие годы в моем сердце и сознании созревали два вопроса по воспитанию детей раннего возраста2: можем ли мы растить детей таким образом, чтобы им не приходилось в дальнейшем исправлять последствия воспитания? И второй: как одновременно  приветствовать детей в этом мире, направлять и сопровождать их, полностью поддерживая их раскрывающиеся и расцветающие уникальные дарования и возможности, и побуждать их становиться частью большего целого – семьи, общества, планеты, Космоса – и вносить свой значимый вклад в это целое? 

Интегральная модель очень помогла мне организовать и более ясно сформулировать множество разрозненных кусочков информации, собранных мной за последние два десятилетия. Мне кажется, можно утвердительно ответить на эти вопросы. Иногда в своих поисках этих ответов я терялась в довольно сложных и многословных объяснениях. Однако я всегда помнила, что в основе своей всё очень просто: если вы сажаете здоровое семя в здоровую почву и ухаживаете за растением соответствующим образом, оно раскрывает весь свой потенциал, который уже был в нем с самого первого дня. Если мы принимаемся за воспитание детей младшего возраста настолько интегрально, насколько это для нас возможно, мы поддерживаем такой взгляд.

Итак, давайте помнить об этом простом принципе, пока мы будем пытаться понять основные направления, которые включает в себя интегральное воспитание. Это очень важно, потому что, как вы увидите, тема весьма обширна. Например, применяя интегральную перспективу к первым нескольким годам жизни, мы находим огромное количество самых разных аспектов бытия и становления человеческого существа, который проживает свое приключение жизни-на-Земле и включен в развивающуюся Вселенную. Это значит, что родители видят и уважают в своем ребенке целостное существо – обладающее телом, разумом, душой и духом. Интегральное воспитание стремится к пониманию того, что должно случиться, какие условия нужно создать в соответствии с намерениями ребенка так, чтобы он мог полностью достичь, прожить и превзойти каждую фазу развития, таким образом выстраивая здоровый фундамент своей дальнейшей жизни. Все эти вопросы и устремления сразу же оборачивают нас, родителей, к самим себе. Что это означает – как в практическом, так и в духовном смысле – быть интегрально информированными, подлинными, присутствующими в настоящем моменте, а также включать в сферу своего внимания понятие эволюции в родительско-детских отношениях? Да, тема сама по себе обширна, и в то же время мы должны напоминать себе, что интегральное воспитание не ищет способов стать идеальным родителем – нет такого «идеального» места (внутреннего или внешнего), в которое мы можем «попасть». Скорее, мы ищем такого способа воспитания, который постоянно улучшается, когда его основным настроением и направлением является постоянный поиск эволюционо более развитых форм воспитания и действие в соответствии с ними. Я вернусь к этому вопросу позже.

Интегральное воспитание не ищет способов стать идеальным родителем – нет такого «идеального» места (внутреннего или внешнего), в которое мы можем «попасть»

Эта вступительная статья не имеет намерения ответить на конкретные вопросы, например, что делать, если ваш ребенок не спит всю ночь, или когда вводить твердую пищу в рацион, или как реагировать на детское нытье. Вместо этого представьте, что вы входите в дом под вывеской «Интегральное воспитание». Эта статья – приглашение войти, осмотреться в прихожей, снять пальто и обувь, и пройти на чашечку чая для первого знакомства. Позже вы сможете осмотреться и в остальных комнатах этого обширного владения, но в данный момент мы просто определяем основной фон и требования, общие параметры интегрального подхода к воспитанию детей младшего возраста. Таким образом, в добавление к краткому описанию необходимых, с точки зрения интегральной модели, аспектов в применении к любой сфере жизни, я свяжу ее с воспитанием и ранним детским возрастом и коснусь тех ее понятий, которые я считаю основными в понимании тех возможностей, которые дает нам включение интегрального сознания в свое родительское путешествие. Эта статья разделена на шесть глав:

  1. Что и Почему интегрального воспитания. Эта глава коротко знакомит читателя  с тем, что включает в себя интегральный подход и почему этот подход предоставляет нам большее количество ресурсов в разных ситуациях.
  2. Теория и практика: карта путешествия. Хотя подходящая карта родительского путешествия может оказать неоценимую помощь в нашем продвижении, эта короткая глава напоминает нам, что сколь бы ни была хороша карта, она не сможет заменить самого путешествия, и очень важно различать карту и саму территорию и путь. Другими словами, поговорить об этом – полезный и весьма вдохновляющий шаг, но основное значение я придаю тому, как мы воплотим эти слова в практические дела.
  3. Воспитание как интегральная практика. Здесь мы увидим, что интегральное воспитание включает в себя аспекты и требования серьезной интегральной практики, такие как духовная и психодинамическая работа, и что взгляд на процесс воспитания с такой точки зрения сильно меняет наш подход к этой задаче. То, чем являемся мы сами, сильно влияет на процесс воспитания, и, таким образом, наша собственная эволюция тесно взаимосвязана с тем, какими мы будем родителями.
  4. Поддержка и трудности. Эта глава отражает один из самых замечательных характерных черт интегрального подхода к любой сфере жизни: все возрастающую способность примирять противоположности и жить среди взаимоисключающих факторов, танцевать среди кажущихся противоречий, вместо того чтобы оставаться на позиции или/или. В контексте воспитания ребенка эта способность проверяется самым экстремальным образом, когда вы должны одновременно давать ребенку безусловную любовь и поддержку и указывать, направлять и иногда очень ясно ограничивать и исправлять, чему подрастающий малыш может довольно отчаянно сопротивляться, иногда вполне буквально (брыкаясь, пинаясь, громко крича… или все сразу!).
  5. Интегральная дисциплина. В принципе, в этой главе я продолжу обсуждение тем, затронутых в предыдущей (поддержка и трудности). Тема дисциплины весьма непроста, и возникает скорее раньше, чем позже, всякий раз, когда заходит разговор о воспитании или образовании. Так что здесь я попробую высказать некоторые соображения об интегральном подходе к этому важному аспекту воспитания.
  6. Воспитание в контексте эволюционного развития. Родителям часто кажется, что они справляются со своими обязанностями недостаточно хорошо. То, что вы стали родителем, может сделать вас крайне уязвимым. Мы часто чувствуем себя перегруженными и сомневаемся в нашей способности справиться с очень сложной задачей помощи другому существу в его росте. Так как же мы можем одновременно выше поднять планку воспитания, и одновременно избежать дополнительного стресса и сомнений в себе? В данной главе мы рассмотрим, как  поместить воспитание в контекст эволюционного развития и одновременно работать с тем, что мы имеем прямо сейчас.

Перед тем как мы продолжим, хочу еще кое-что прояснить: по самой своей природе, воспитание всегда относится к родителю и ребенку одновременно, а в раннем детском возрасте эти двое особенно тесно связаны друг с другом. Поэтому воспитание мной понимается как активное взаимодействие, включающее в себя минимум два индивидуальных холона: родителей как один холон и ребенка как другой холон3. Акт и предприятие воспитания упирается во взаимодействие между этими двумя холонами. Мы не можем говорить только о ребенке-холоне, мы должны рассмотреть и принять во внимание и холон родителей, и возникающее пространство взаимодействия между этими двумя холонами – сфера второго лица, или культуры, которая создается общими усилиями родителей и ребенка. Так что, хотя основное внимание в нашей статье сосредоточено на младенце или ребенке младшего возраста, она в очень большой степени касается и родителей. Применяя интегральную модель к воспитанию, мы не можем исключить из нее родителей и их взгляд на проблему.

«Что» и «почему» интегрального воспитания

Мы приходим в этот мир, обладая огромной головой и беспомощным тельцем, отданные на милость окружающих, полностью зависимые от вскармливания, любви, заботы и защиты тех, кто уже прошел часть того пути, на который мы только вступаем. Из теплой, булькающей, покачивающейся, знакомой вагины мы попадаем в совершенно незнакомое «там». В один момент мы ощущаем воздух своей кожей, звуки и свет проникают к нам без фильтра маминого живота, на нас обрушиваются одно за другим новые ощущения и впечатления. Мы медленно впитываем их (если нам повезло). На некоторых из нас раздражители обрушиваются внезапно и слишком сильно, и мы делаем всё от нас зависящее, чтобы справиться с ними и приспособиться к ним. Затем, по мере дальнейшего роста, наше нетерпеливое стремление к исследованию внешнего мира и к освоению нашего окружения возрастает не по дням, а по часам. Мы начинаем пробовать на вкус, прикасаться, принюхиваться, приглядываться, тянуть, толкать и трясти любой объект, который попадает в пределы досягаемости. Мы учимся ориентироваться в этом мире. В первые три года жизни прокладываются пути всего остального путешествия. Это, в самом истинном значении слова, ­­годы ­основания.

С нашей взрослой точки зрения мы знаем, иногда лишь интуитивно, что начало человеческой жизни и условия, в которых оно происходит, имеют большое значение. Это четко подтверждают исследования психологии развития, глубинной психологии и более недавние – нейронауки4. Нам важно понимать, как сделать их «правильными», и что именно значит «правильно» в данном контексте. Наше «желание знать» в сочетании с теми сложностями, которые имеются в получении каких-либо достоверных знаний относительно младенцев или совсем маленьких детей, дает богатую почву для пышного роста разного рода верований и твердых убеждений. Очень легко спроецировать то, что можно предположить или понять из исследований или культурных норм взрослого человека, на этот мало изученный и туманный жизненный этап.

Для того чтобы понять, что происходит в первые годы жизни ребенка, понадобилось множество исследований, тщательных наблюдений, искреннего любопытства, заботы и участия.  Невероятно волнующие и важные открытия предоставили нам скрупулезные научные исследования. На книжном рынке мы можем найти тысячи книг для родителей, освещающих развитие детей по разным линиям с различных перспектив, в диапазоне от совершенно традиционных до более прогрессивных точек зрения.

Так что же нам делать со всей этой достоверной и не очень информацией по теме? Совершенно точно, нам поможет взгляд на все это подмножество перспектив с метаперспективы! И здесь пригодится интегральный подход к воспитанию: ориентирование и направление в поисках ответа на вопрос, как стать самыми лучшими родителями, какими мы только можем быть, и в становлении ими. Как именно? Говоря проще, интегральный подход призывает нас расширять наше восприятие вширь, в высоту и в глубину, чтобы воспринимать и охватывать больше. Кроме того, с помощью предоставляемой им карты, мы можем лучше различать и понимать происходящее, поэтому мы гораздо больше присутствуем рядом с маленьким человеком, стоящим в начале своего жизненного путешествия. Мы начинаем задавать такие вопросы: Что мы поймем, если мы рассмотрим и интегрируем весь этот массив данных относительно воспитания, т.е. открыв горизонтальное измерение в поисках наиболее широкого охвата (и включения)? Одновременно применяя эволюционную, трансперсональную точку зрения, которая пытается «отделить зерна от плевел», и привнести в область нашего рассмотрения вертикальное измерение, исследование максимально возможной глубины (возрастание уровня сознания), что еще мы узнаем?

Эти вопросы отражают основу понимания интегрального воспитания: привнесение наиболее широкого охвата и глубины в родительское предприятие поощряет и поддерживает здоровое раскрытие потенциала малыша. Более широко этот вопрос будет освещен ниже.

Привнесение наиболее широкого охвата и глубины в родительское предприятие поощряет и поддерживает здоровое раскрытие потенциала малыша

Интегральное воспитание основывается на применении модели AQAL (все квадранты, все уровни, все линии, все состояния, все типы), которая признает, что каждый вид исследований и каждый метод изучения содержит одну из частей истины, и в то же время считает, что истина во всей своей полноте всё ещё разворачивается перед нами, и никогда не будет осознана полностью. Оно чествует многогранность жизни, понимая, что именно мы сами ограничиваем свое понимание её сути, и что нашим правом и обязанностью является распознание и принятие дальнейших уровней полноты, глубины, широты и тайны. Интегральное воспитание пытается принять во внимание как можно больше аспектов жизни и понять, как они переплетаются, оживляют и дополняют друг друга. Здесь мы рассматриваем ранний детский возраст с биологической, неврологической, социальной, культуральной, психологической и духовной точек зрения; рассмотрение индивидуального и коллективного аспекта родительско-детского путешествия, а также внутреннего и внешнего модуса восприятия реальности, или четырех квадрантов.

Кроме того, интегральный подход принимает во внимание множество линий развития малыша: когнитивную линию, эмоциональную, социальную, психосексуальную, музыкальную, моральную, духовную и другие. Просто осознав, как много линий развития мы можем увидеть в нашем ребенке, мы, скорее всего, будем более внимательны к тому, как мы можем способствовать его общему развитию. Так же, согласно интегральной модели, сознание разворачивается по определенным стадиям, или уровням, и каждое человеческое существо проходит эти уровни, ни одного из которых нельзя избежать. Как говорит специалист по психологии развития Роберт Киган (Robert Kegan), «если вы хотите понять кого-то настолько глубоко, насколько это возможно, вы должны знать, на какой стадии своего развития находится этот человек»5. Интегральный подход также признает важность состояний сознания (например, бодрствование, сновидение, глубокий сон, доступ к высоким состояниям сознания через пиковые переживания) для развития, мотивации и осознания человека. И, наконец, интегральное воспитание принимает во внимание типы – пол ребенка, а также его или ее личные устойчивые тенденции и особенности, такие как общая интровертированность или экстравертированность вашего ребенка.

ВЕРХНИЙ ЛЕВЫЙ

Я и Сознание

Внутреннее-Индивидуальное
Опыт
Субъективное
Правдивость

Я

ВЕРХНИЙ ПРАВЫЙ

Мозг и Организм

Внешнее-Индивидуальное
Поведение
Объективное
Истина

ОНО

МЫ

Внутреннее-Коллективное
Культура
Интерсубъективное
Справедливость

Культура и Мировоззрение

НИЖНИЙ ЛЕВЫЙ

ОНО

Внешнее-Коллективное
Системы
Интеробъективное
Функциональность

Социальные Системы и Окружение

НИЖНИЙ ПРАВЫЙ

Знаю, звучит слишком сложно. Но если вдуматься, вы поймете, что, скорее всего, уже знаете и принимаете во внимание некоторые из этих пяти элементов модели AQAL. Например, когда ваш ребенок заболевает, вы начинаете перебирать в голове возможные причины его состояния, чтобы лучше ему помочь6. Может быть, он был слишком легко одет (ВП квадрант) вчера, когда было холодно и ветрено (НП квадрант)? Возможно, он нервничал больше, чем обычно (ВЛ квадрант/состояния) из-за вашего недавнего переезда (НП и НЛ квадранты)? Или это эпидемия гриппа (НП квадрант)? Не повлиял ли частично тот сдобный шоколадный кекс, который он вчера съел (ВП квадрант)? А может, он более восприимчив к простуде из-за режущихся зубов (уровни развития/ВП квадрант)? Или это из-за того, что последнее посещение яслей дало ему пищу для ума, но вывело из эмоционального равновесия (линии развития)? Или все вместе, или какая-то комбинация перечисленного? Ваш ум (и сердце) снова и снова перебирают все эти обстоятельства жизни малыша. Вы можете понимать одни черты его характера, развития и ситуации лучше, чем другие. Применение интегральной модели помогает там, где вашего внимания и понимания ситуации недостаточно. Расширяя осознание, вы получаете больше ресурсов и лучше понимаете, что делать. Это помогает как вам самим, так и вашему ребенку.

Применение интегральной модели помогает там, где вашего внимания и понимания ситуации недостаточно. Расширяя осознание, вы получаете больше ресурсов и лучше понимаете, что делать

Поэтому «что?» интегрального воспитания – область рассмотрения и охвата этого подхода – объясняет и «почему?»: по мере того, как мы расширяем и углубляем нашу осознанность и, следовательно, охват и глубину вытекающих из этого действий, мы становимся более эффективными и более присутствующими в одной из самых захватывающих, удивительных и важных задач на земле – задаче воспитания ребенка.

Теория и практика: карта и территория

«Секрет воспитания заключается не в том, что родители делают для ребенка, но, скорее, в том, кем они являются для него».

Гордон Ньюфелд7

Интегральное воспитание не привязывается к разнообразным педагогическим методам или техникам, которые можно применить, к определенной философии и теориям, или к оборудованию и материалам. В основе своей оно опирается на то, что родители становятся «интегральными» – т.е., начинают думать, чувствовать, воспринимать ситуацию и действовать интегрально. Поэтому когнитивное понимание модели AQAL может быть очень полезным и вдохновляющим, но не является необходимым или достаточным. Или, как замечает Уилбер в «Космическом сознании», не обязательно понимать интегральную теорию, чтобы быть интегральным – в нашем случае, интегральным родителем8. Тем не менее, когда мы размышляем о том, как нам лучше всего исполнить свою родительскую роль, карта, предложенная моделью AQAL, может оказать нам неоценимую помощь в этом путешествии. Воспитание ребенка в первые несколько лет его жизни легко можно сравнить с путешествием по незнакомой территории. Кто это дитя передо мной? Кто я ему? Как относятся к нам моя семья и более широкое окружение? Какова моя жизненная ситуация сейчас, когда я предлагаю мою руку этому крохе и делаю всё от себя зависящее, чтобы помочь ему на его пути? Множество вопросов и множество ответов.

Как и все хорошие карты, модель AQAL обращает наше внимание на окружающий ландшафт и помогает заметить важные развилки дороги, которые мы могли бы упустить. Она указывает на разные особенности местности (обрывы, ямы и дороги), на которые нужно обратить особое внимание, и напоминает о тех аспектах нашего путешествия, которые случатся скорее раньше, чем позже (и наоборот). Кроме того, оно дает нам возможность увидеть всю дорогу целиком и понять, как взаимосвязаны между собой отдельные ее участки. Короче говоря, она позволяет нам включаться в это путешествие всем нашим существом, принимая во внимание и интегрируя множество аспектов того, что означает и что требуется для полного соответствия задаче воспитания ребенка.  Для этого она разбирает на составные части естественное целое, позволяя нам разглядеть и лучше понять огромное количество компонентов нашего пути. Однако, готовясь выйти в путь, давайте помнить, что использовать ее нужно по назначению – а именно, как прекрасную карту. Храните ее в заднем кармане, чтобы всегда можно было быстро достать и сориентироваться, посмотреть на нее и изучить, не только чтобы «знать» ее интеллектуально, но чтобы направление и ясность, которые она предлагает, проникли в самую глубину нашего существа, стали тем взглядом, с которым мы идем по жизни. Идти, однако, придется нам самим. Только мы сами можем узнать, как выглядит территория. Заполнить контуры, отметки на дистанции и попотеть на воодушевляюще высоких подъемах. И насладиться видами, конечно же!

Теперь, когда мы кратко обсудили, что включает в себя применение интегральной модели в воспитании и как важно не путать карту с территорией, я посвящу остальную часть статьи описанию того, что я считаю тремя основными требованиями к интегральным родителям, а именно: подход к воспитанию ребенка как к духовной практике, предоставление ребенку как поддержки, так и сложных уроков, и рассмотрение воспитания в контексте эволюционного развития. Моя мысль здесь заключается в том, что для интегрального воспитания требуются интегральные родители – поэтому следующие главы будут в большой мере посвящены тому, кем мы являемся как родители и какие способности нам необходимо развивать.

Воспитание как интегральная практика

Я считаю, что основным требованием интегрального воспитания является подход к воспитанию детей как к интегральной практике – включая духовное развитие – по следующим причинам. Во-первых, сами по себе наши действия и опыт воспитания включают в себя большое количество составляющих интегральной практики. Основываясь на этом, воспринимая и рассматривая родительство таким образом, перед нами стоит вызов и задача расти по-настоящему. Т.е., если мы хотим расти по направлению к интегральности, не стоит забывать и о наших родительских ролях. А во-вторых, когда мы воспринимаем духовность как часть нашей интегральной родительской практики, мы говорим «да» наибольшей полноте ежедневного взаимодействия с ребенком, при этом мы становимся более присутствующими в настоящем и с большей полнотой осознаем карту AQAL. Другими словами, интегральное воспитание пробуждает духовность и духовность необходима для интегрального воспитания. Давайте рассмотрим это подробнее.

Интегральное воспитание пробуждает духовность – и духовность необходима для интегрального воспитания

Когда мы приводим в этот мир ребенка и воспитываем его, мы получаем огромное количество радости, любви и вдохновения, и в то же время без сомнения родительская роль – трудна, она испытывает нас на прочность и может быть совершенно изматывающей. Кроме того, что она требует большого количества времени и энергии, она так же обязывает нас демонстрировать высокий уровень терпения, сострадания, проницательности и присутствия в ситуациях, когда первым желанием может быть завизжать и убежать прочь, или просто зарыдать в отчаянии! В зависимости от того, какие мы – от наших конкретных сильных и слабых черт, наших предпочтений в родительской ипостаси, а также жизненных обстоятельств – наше терпение будут испытывать разные ситуации. Для одних совершенно невыносимым будет нелогичность и упрямство малыша, который только учится ходить; другим покажутся тяжким бременем бессонные ночи на протяжении нескольких лет; третьим сложно перенести недостаток времени и личного пространства. Кроме того, некоторые из нас окажутся в ситуации дополнительных сложностей, таких как экономическая нестабильность, одинокое родительство или личностный кризис.

Поэтому, думаю, со мной все согласятся – как родителям нам предоставляются огромные возможности, но и трудности сопоставимы по масштабам. В то же время то, как мы воспринимаем свою задачу как родителя, прочно связано с тем, кем мы себя считаем и с какой точки зрения смотрим на взаимодействие с ребенком. Тогда каким образом мы можем сделать воспитание ребенка интегральной практикой, и как это изменит наше поведение как родителя? Ниже я кратко поясню, как духовная и психодинамическая работа могут быть включены в родительскую интегральную практику. С духовным ростом я связываю возрастающую способность присутствовать в настоящем моменте, расширять осознание, разотождествляться со своим эго и пробуждаться к своей глубинной природе – нашей душе и духу – так чтобы мы еще более полно и подлинно были доступны для ребенка перед нами и, в конечном итоге, для самой жизни. Продвижению на этом пути очень способствует эмоциональная/психодинамическая работа, как, например, работа с тенью.

Проиллюстрирую эту мысль примером. Примерно год назад моя дочь Адония (тогда ей было три с половиной) проснулась среди ночи и ни с того ни с сего начала требовать свои красные носочки. Я все перепробовала: пыталась отвлечь ее, объяснить (мол, ночью надо спать, и я понятия не имею, где эти самые носки), еще что-то (давай, я принесу тебе другие носки, давай поищем их утром, и т.д.). Ничего не помогало. Она продолжала настаивать и начала безутешно плакать, что вообще-то для нее необычно. Я растерялась: ничего из того, что я делала или могла сделать, не помогало. Нужно было попасть на более глубокий уровень сознания, и мое полусонное ночное состояние скорее мешало этому. Мой муж, Стефан, услышал плач Адонии и появился в комнате весьма радостный и дружелюбный. Я поймала себя на мысли: «Ты понятия не имеешь, что происходит – она капризничает, я ничего не могу поделать». А еще я смутно уловила, что такой дружелюбный, бодрый тон имеет гораздо больше шансов на успех, чем мое внешнее спокойствие и внутреннее раздражение. Ну, пока он болтал с Адонией, а она продолжала плакать и капризничать, я прилегла, чтобы немного прийти в себя. Лежа там и прислушиваясь к происходящему, я поняла, что сейчас не время устанавливать границы и помогать ей справиться с тем, что нельзя изменить, а стоит попробовать найти эти дурацкие носки. Я попыталась догадаться, где же они могут быть, внезапно вспомнила, что бросила их в корзину с грязным бельем. Да, они там и оказались. Боже, как просто! Она прижала их к себе и тут же уснула.

Я должна перейти из состояния «оставь меня в покое, я хочу спать» к «минуточку, в ее голосе, слезах, настойчивости есть что-то более глубокое, чем простой каприз»

В этом незначительном эпизоде, одном из тех, что случаются каждый день много раз, мне как родителю предлагается возможность вертикального роста вместо (или вдобавок к) моим горизонтальным возможностям. Я должна перейти из состояния «оставь меня в покое, я хочу спать, а не возиться с этими красными носками» к «минуточку, в ее голосе, слезах, настойчивости есть что-то более глубокое, чем простой каприз». И я вспомнила, что в тот день мы танцевали по комнате, представляя себя балеринами со всеми этими поддержками, вращениями и прыжками – и на ней были надеты именно эти красные носочки и красно-черно-белые тапочки. До меня дошло, что, возможно, она требовала именно эти носочки, чтобы этот момент ее жизни был ближе и можно было вернуться к нему сразу, как она проснется утром. Так оно и было: первое, что она сделала утром, это натянула носочки, тапочки и закружилась в очередном танце.

То, что при появлении Стефана со свежими силами присутствия и сострадания, она все равно продолжала настаивать на своем, было еще одним полезным указанием на нечто большее, чем «простой каприз» (ну, или хотя бы не только он). Это было важно для нее, несмотря на то что кто-то обращается с ней в пробужденной, нереактивной манере. Я обнаружила, что когда я реагирую, гораздо сложнее понять, остается ли ситуация неразрешенной из-за моего вмешательства или из-за чего-то другого. Из спокойного, не-реагирующего состояния любой опыт (как легкий, так и не очень) можно рассмотреть совсем по-другому, не с эгоической точки зрения. Все видится более ясно, когда мы уходим с дороги и воспринимаем то что есть, вместо того чтобы примешивать наши собственные обусловленные реакции и желания к нашему пониманию происходящего.

Приверженность укоренненному, самоосознающему и не-реактивному поведению в роли родителя – одно из самых эффективных и трансформирующих действий, которые мы как родители можем предпринять с целью выстроить доверительные и здоровые отношения с нашими детьми. Она может быть приравнена к здоровой почве, на которой растут наши дети – естественный компонент интегрального воспитания, который на языке модели AQAL звучит как здоровый Нижний-Левый квадрант, пространство МЫ. Постоянно взаимодействуя со своим ребенком таким образом, я научилась смирению, хотя мне еще есть над чем работать.

Приверженность самоосознающему и не-реактивному поведению в роли родителя – одно из самых эффективных и трансформирующих действий, которые мы можем предпринять, чтобы выстроить здоровые отношения с нашими детьми

Мы должны быть открытыми нараспашку. Стены должны быть разрушены до основания. Мы должны раскинуться, как земля, готовая к посеву. Страсть к индивидуальности, инстинктивно присущая нашей природе, онтологически необходима для самозащиты, продвижения вперед и самореализации и должна быть подавлена страстью к экстазу, движению к исходу, которое выталкивает нас в пространство между нами и другими людьми, завершая в нас движение, которое делает нас способными к настоящей любви, к тому, чтобы стать божественным вместилищем (Capax Dei)9.

Мужчины и женщины, глубоко интересующиеся трансцендентным, часто выбирают такой образ жизни, когда они остаются в стороне от ежедневных забот по воспитанию детей. Монастыри, ашрамы, церкви и мечети стали им домом. Как уже упоминалось, каждый, кто сталкивался с воспитанием детей, может понять, насколько временами подавляющим может быть этот опыт – вы вскакиваете посреди ночи, у ребенка температура; любовь, забота, беспокойство и замешательство – все одновременно; жизнь сводится к отдельным вспышкам – пот, слезы, беспокойство и усталость. Временами она больше не кажется реальной. Как вы вообще на это решились? Так сильно заботиться и чувствовать себя столь беспомощным? Возвышенные духовные ценности выглядят такими далекими. Но основной вопрос здесь такой: что на самом деле происходит с вами в такие моменты? Вы когда-нибудь отвечали за другое человеческое существо раньше? Бывало ли, что вы чувствовали себя «открытым нараспашку»? Таким покорным? Настолько обеспокоенным состоянием кого-либо, кроме самого себя? Возможно ли в эти наиболее напряженные моменты, и в более спокойные, и в утомительные часы ухаживания за младенцем по-настоящему отдаться моменту и предложить все свое внимание и любовь, несмотря на усталость, беспокойство и скуку (ваши, да)? Все это противоречит нашим обыденным представлениям, но тем не менее, сдавшись такому опыту, вместо того чтобы сопротивляться ему, мы можем именно там и тогда принять участие в эволюции – нашего ребенка и нашей собственной. Каждый момент может стать возможностью роста – в нас, как в родителях, растет способность реализовывать интегральную перспективу, а для наших детей это возможность справедливого отношения, помогающая нам понять, что будет лучше для их роста, и действовать в соответствии с этим пониманием.

Когда мы сознательно начинаем и приветствуем духовную и психодинамическую работу как часть нашей интегральной родительской практики, мы получаем благословение и вызов от множества аспектов, которые могут привести к переживанию наиболее трансформирующего опыта, когда-либо доступного человеческим существам. Несомненно, родительство в таком стиле может быть столь же стимулирующей, удовлетворяющей и значимой практикой, как и любая другая, предлагая множество возможностей для эволюции, включения в свое сознание более широких и глубоких измерений, становления более интегральным существом. Как?

В своей родительской роли мы сталкиваемся с огромной ответственностью за уязвимого, зависимого другого, которому требуется предельная целостность наших намерений, отношения и действий. Отвечая на практически постоянные требования и нужды младенца или маленького ребенка, мы обнаруживаем в себе ресурсы, о которых даже не подозревали, таких как невероятное терпение, гибкость, физическая выносливость и различающая мудрость.

Осознавая поглощающую природу сознания маленького ребенка, и глубокие эмоциональные импринты, которые он получает в раннем детстве, мы должны внимательно вглядеться в самих себя и лучше осознать нашу собственную тень ради безопасности ребенка. Маленькие дети по своему уровню развития сосредоточены на самих себе. Это легко может нас задеть, даже там, где мы не думали, что это возможно, — таким образом обнаруживается наша собственная тень. Кроме того, мы берем на себя трудную задачу в каждый момент времени выбирать самый оптимальный способ реагирования, чтобы ребенок постепенно вырастал за пределы текущей стадии своего развития.

Обращая пристальное внимание и свидетельствуя чудо развития юного человеческого существа, мы начинаем понимать, что совершенство – это не состояние, которого надо достичь, но, скорее, постоянное разворачивание ко все более высоким, широким и глубоким состояниям бытия. Мы становимся все скромнее – совершая множество ошибок, когда у нас нет выбора, тем не менее продолжая наши попытки и получая все более удовлетворяющие результаты, вовлекаясь в предприятие, которое не вознаграждает наше эго и не укрепляет наши профессиональные навыки10.

Чтобы сопровождать и вдохновлять благополучие и интегральное развитие нашего ребенка, мы должны привнести любовь, присутствие и различение в каждую ситуацию. Так как для здорового развития ребенку требуется как заботливая поддержка, так и стимулирующие трудности, нам самим требуется сбалансировать то, что мы предлагаем. Если, например, мы слишком терпимы, мы должны сбалансировать эту черту своего характера твердостью и умением устанавливать границы; если мы склонны быть слишком строгими, нам нужно научиться видеть все с более широкой перспективы и из более открытого душевного состояния. Для этого нам нужно выйти за свои пределы в те области, которые могут нам казаться незнакомыми и неудобными.

Невероятное удовольствие наблюдать за тем, как растет маленький ребенок, дает нам доступ к более высоким уровням приверженности, запасу жизненных сил и мотивации, чем мы когда-либо предполагали. Таким образом, у нас появляется возможность получить опыт своих собственных более высоких состояний, узнать о них и получить вдохновение от них. Главная роль, которую играет родитель, означает, что он должен пойти за пределы техник, методов или убеждений и стать тем, на кого мы бы хотели, чтобы равнялся наш ребенок, и какого взрослого мы хотели бы в нем видеть: интегральным человеком и интегральной перспективой11.

Для того чтобы свидетельствовать и укреплять глубинную природу нашего ребенка – ее душу и дух – мы должны разбудить эти глубинные слои в самих себе, постепенно растождествляясь со своим собственным эго и различая в каждый момент, кто мы такие и откуда пришли. Так глубоко заботясь о другом, мы обнаруживаем в себе мотивацию за пределами нашего эгоцентричного отношения к жизни. Особенно с младенцами и очень маленькими детьми нам приходится отложить в дальний ящик наши собственные желания и дела, чтобы быть там, где это нужно ребенку.

Легко представить, что духовная и психологическая работа, которую мы делали до того, как стали родителями, сильно нам поможет в наших родительских усилиях. К тому же, после рождения ребенка у нас остается не так много времени на медитации, созерцательные молитвы или терапию. Тем не менее, добился ли человек устойчивых успехов на этом поприще или нет до того, как стать родителем, сам по себе факт, что вы стали родителем и столкновение лицом к лицу с новорожденным, может, как сказала мне недавно одна мама, «включить в вас любовь». Эта мама была весьма успешным продавцом нефти, работая все время беременности до самых родов. Она отметила в календаре, когда может рожать, так, чтобы успеть на важную деловую встречу. Затем, когда новорожденный оказался у нее на руках, ее жизнь полностью изменилась, приведя ее к росту и трансформации такими путями, которые она и представить себе не могла. Таким образом, благодать и духовная работа переплелись между собой.

Действительно, до сих пор в моей жизни ничто не требовало от меня столь быстрого, постоянного и убедительного роста, как моя роль родителя и мое стремление быть в ней как можно более интегральной. К тому же, вы сталкиваетесь с последствиями своего несоответствия этой роли здесь же, в реальном времени; они очевидны и проявляются немедленно – дети предоставляют нам скорую и безжалостную обратную связь своими поступками и самим существованием. Это помогает мне помнить, что я, как родитель, нахожусь в позиции большего понимания, перспектив, зрелости и таким образом способности быть ответственной (response-ability). Развивая нашу возможность свидетельствовать самих себя в действии, мы перестаем застревать во всех видах проекций (позитивных и негативных). Мы перестаём быть заложниками наших собственных невидимых теней и множества рефлекторных реакций и причуд обусловленности. На этом пути мы на самом деле сможем увидеть наших детей более полно и отвечать им более адекватно, более интегрально.

По мере того, как мы вырастаем, разворачиваясь во всей нашей полноте, возрастает и наше понимание всей полноты ребенка, находящегося перед нами, контекст, в котором разворачивается его воспитание, становится значительно шире. Признавая и взращивая душу и дух в той же мере, что и тело и ум – и в себе и в ребенке – мы помещаем ранние годы жизни ребенка в контекст всего человеческого путешествия, что в конце концов приводит нас к трансперсональным измерениям бытия12. Мы ищем способы содействовать построению надежного фундамента в начале жизни, что наиболее важно для роста ребенка в ингрегральную личность  на передовых рубежах эволюции сознания с  готовностью и желанием сделать следующие шаги в человеческом приключении. Мы способствуем пробуждению и осуществлению воспитания к трансценденции с самого начала, по одному шагу за раз.

Продолжение следует…

См. также

Примечания

  1. На английском языке статья была опубликована в «Журнале интегральной теории и практики»: Martineau M. M. An Integral Approach to Parenting in the First Three Years of a Child’s Life // Journal of Integral Theory and Practice. — Winter 2007, Vol. 2, No. 4. Pp. 24 – 49.
  2. Согласно стадиям когнитивного развития Пиаже, это годы составляют сенсорно-моторный период до преоперационной фазы (2 – 4 года) преоперационального периода.
  3. Холон – это часть/целое. См. Уилбер, 2001, Око духа
  4. Barnet & Barnet, The youngest minds: Parenting and genetic inheritance in the development of intellect and emotion, 1999; Diamond & Hopson, The youngest minds: Parenting and genetic inheritance in the development of intellect and emotion, 1999; Eliot, What is going on in there? How the brain and mind develop in the first five years of life, 2000; Kotulak, Inside the brain: Revolutionary discoveries of how the mind works, 1997; Shore, Affect regulation and the origin of self: The neurobiology of emotional development, 1994.
  5. Kegan, The evolving self, 1982, p. 113
  6. Когда я говорю о ребенке в единственном числе, я упоминаю разный род личных местоимений, вместо того, чтобы писать он/она, его/ее и т.д.
  7. Neufeld & Mate, Hold on to your kids: Why parents matter, 2004, p. 6
  8. Wilber, Kosmic consciousness, 2003
  9. Hederman, Manikon eros: Mad, crazy love, 2000, p. 63
  10. Тогда как на определенных уровнях развития родительство, несомненно, может быть формой нарциссизма (как и многое в психодинамической традиции содержит определенную часть истины), интегральное воспитание поддерживает контекст, внутри которого воспитание также включает внутренние реальности человеческого путешествия. Это значит, что интегральный родитель будет идти по пути собственного разотождествления с эго и присутствия в настоящем моменте, чтобы направлять и сопровождать ребенка в его становлении независимой личностью, а не продолжением родительского эго, которое призвано выполнить родительские неосуществленные мечты или местом отреагирования родительских неинтегрированных аспектов. Психодинамическая традиция в основном имеет дело с внешней реальностью и все еще обращает основное внимание на то, что возникает и должно быть преодолено на уровнях первого порядка. См. Уилбер, «Проект Атман», 1980
  11. Один из самых эффективных способов обучения – это моделирование тех качеств (например, внимание к окружающим, эмпатия, великодушие, уверенность в себе, сила, доброта и т.п.), которые мы хотели бы видеть в своем ребенке. Маленькие дети как губка впитывают информацию и всему подражают; это их способ обучения. Обращаясь с ребенком так, как бы мы хотели, чтобы он обращался с нами и окружающими, мы даем ему направление развития наиболее прямым и определенным образом. Это требует осознанности и глубокой приверженности росту в нас самих. К тому же, мы можем рассмотреть все способы, которые могут негативно или позитивно запечатлеться в поведении нашего ребенка, в его бытии и становлении – например, поведение его друзей (и взрослых), истории в книгах – и делать сознательный выбор относительно того, что из этого демонстрировать своему ребенку.
  12. В этой главе мы кратко обсудили духовную и психодинамическую/эмоциональную линии в связи с родительским путешествием. Тем не менее, для того, чтобы воспитание действительно стало интегральной практикой жизни, столь же важно уделять внимание когнитивной и физической линии. Таким образом, физическое и когнитивное развитие родителей столь же важно, как и их духовный и психодинамический/эмоциональный рост.

Мартино Мириам Мейсон

Мириам Мейсон Мартино (Miriam Mason Martineau)

Работает в личном консультировании как интегральный терапевт со взрослыми, парами, подростками и детьми. Вице-президент Next Step Integral, организации, применяющей интегральный подход в воспитании, образовании, экологии и сообществах.

integralparenting.com

Комментарии

 

In English