«Все квадранты» как методика сканирования и картографирования

Этот перевод выполнен для компании «Внимательный бизнес», с их разрешения мы публикуем его в журнале «Эрос и Космос». Оригинальный текст был опубликован в «Журнале интегральной теории и практики» в 2005 году.1

Центральной задачей исследований и решения проблем всегда было определение проблемной области. В этой статье я буду рассуждать о том, что подход «все квадранты» (AQ, «all quadrants»), взятый из интегральной теории, даёт нам инструмент для такого определения проблемной области и одновременно с этим является элегантным, пригодным для бессчётного числа ситуаций и панорамным методом. AQ — это две первые буквы интегральной модели AQAL (по-русски — аквал), которая расшифровывается как «все квадранты, все уровни» («all quadrants, all levels») и существует в рамках интегральной теории Кена Уилбера. Я решила представить этот подход отдельно от всей интегральной теории, так как «все квадранты» — это самостоятельное, очень мощное и полезное средство для изучения и описания территории человеческого опыта.

Сюзанна Кук-Гройтер. Фото с 1-й Интегральной европейской конференции (май 2014)

Введение

По мнению Джека Криттендена, то, что сделал Кен Уилбер в книге «Интегральная психология» (2000) для психологии, он сделал для всей науки в целом. Уилбер предлагает наиболее всеобъемлющий подход к тому, что есть в психологии: он сравнивает и объединяет в единую, ясную целостную карту более ста теорий развития — от античности до современности, от восточных традиций мудрости до передовых методов западной психологии.

То, что сделал Кен Уилбер в книге «Интегральная психология» для психологии, он сделал для всей науки в целом

Решающий переход от классической психологии к интегральной психологии (ИП) произошёл благодаря увеличению междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, нашему растущему пониманию взаимосвязанных систем и постмодернистским достижениям в области теории познания. Как результат — заметное смещение акцентов. Вместо того чтобы противопоставлять одну теорию другой, цель интегральной психологии — дать диалектическое понимание того, как взаимосвязаны различные модели и как они комплексно влияют друг на друга.

Кен Уилбер, «Интегральная психология»ИП использует лучшие открытия каждого подхода, чтобы создать более эффективную и широкую карту человеческого опыта. Интегральная психология заметно отличается от других подходов по двум причинам. Во-первых, она объединяет тот полезный вклад, которые привнесли различные области и сферы исследований (и интегрирует настолько большее число этих областей, насколько это возможно). Во-вторых, будучи упрощённой трансформационной моделью, она открыто исследует свои собственные ограничения.

Интегральная психология воспринимает науку как один из аспектов, отражающих потребность человека в создании смыслов и отображении реальности, — и, таким образом, как непрерывный диалектический процесс, происходящий в условиях эволюции. В отличие от большинства статичных теоретических моделей — и к изумлению многих критиков, — интегральный подход Уилбера динамичен по своей сути и способен гибко адаптироваться к непрерывно растущему числу открытий и к постоянно меняющимся обстоятельствам. Подобный взгляд на науку отсылает нас к 1962 году, когда Томас Кун представил своё объяснение «Структуры научных революций».

Интегральный подход Уилбера динамичен по своей сути и способен гибко адаптироваться к непрерывно растущему числу открытий и к постоянно меняющимся обстоятельствам

Интегральная психология даёт то, что никакая другая психология ещё нам не предлагала: простую последовательную схему, которая включает в себя поведенческие, интенциональные, культурные и социальные/структурные измерения — и каждое расширяется от тела к уму и духу.

По словам Уилбера, каждая всеобъемлющая или интегральная модель должна включать в себя шесть главных компонентов человеческой психологии:

  1. четыре квадранта: внутреннее и внешнее, индивидуальное и коллективное;
  2. сознание и его волны и уровни;
  3. линии развития;
  4. обычные и измененные состояния сознания;
  5. стили или типы личности;
  6. концепции: эго, самость и система самости.

Общий обзор этих тем дан в следующих трудах Кена Уилбера: «Введение в интегральную теорию и практику», «Теория всего» и «Интегральная психология», более глубоко исследующая эту тему. Здесь я рассматриваю только квадранты; обсуждать уровни я буду в других эссе.

AQAL (иллюстрация из книги «Интегральная духовность»)

Сторонники взрослого развития приняли интегральное видение Уилбера и его модель AQAL: для них это стало всеобъемлющей, действенной и эффективной картой, помогающей ориентироваться в психологии вообще. На самом деле, конструктивистский подход, который сделал акцент на внутренних уровнях развития, внес большой вклад в интегральную психологию. Модель AQAL, применяемая в психологии, способствует тому, чтобы мы уделяли достаточное внимание взаимосвязанности внутреннего и внешнего в индивидуальном и коллективном. Это позволяет исследовать человеческую природу и человеческий опыт со всех возможных точек зрения, сознательно не отдавая предпочтения ни одной из них или, как минимум, явным образом не указывая и не оправдывая какую-то одну позицию или перспективу.

Если функциональная модель даёт нам элегантную, упрощающую и трансформационную картину реальности, которая служит определенной цели, то AQAL — это превосходная модель. Она является методикой «сканирования» (то есть ознакомительного исследования) и «картографирования» (то есть нанесения на бо́льшую карту — своего рода методом системного анализа) территории — той или иной человеческой ситуации, переживания или опыта. Она показывает, как всё взаимосвязано друг с другом и какой в этом смысл. Она эффективно освещает то, какие аспекты были включены в определенную область, а какие остались не замеченными, каких аспектов избежали, какие части исказили, а какие не были учтены в достаточной мере. Можно принимать или не принимать полностью философию Уилбера, но модель AQAL ценна тем, что носит исследовательский характер и предлагает инструменты для такого исследования.

Использовать четыре квадранта в качестве беспрецедентной карты по ориентации «на местности» практично и очень удобно

Что ещё более важно упомянуть в этом эссе: использовать четыре квадранта в качестве беспрецедентной карты по ориентации «на местности» практично и очень удобно. Разделять человеческий опыт на четыре квадранта, чтобы исследовать любую проблемную область, — это простой, наглядный и интересный способ. AQ как модель проста настолько, что даже дети могут понять, из чего она состоит и в чем ее принцип. С помощью квадрантов можно гибко подходить к рассмотрению разных ситуаций. Это позволяет адаптировать эту модель для любого уровня абстракции, любой сферы применения, любого масштаба — от изучения какого-то отдельного объекта до обозначения целой области исследования.

Сканирование с помощью квадрантов — это всеохватный процесс: он сочетает в себе лучшее из древних традиций мудрости с лучшими современными знаниями; лучшее из методов исследования внутренней феноменологии (индивидуального и коллективного) и лучшими достижениями современной науки. Если вы почувствуете дух интегральной теории, квадранты могут стать для вас крайне эффективным инструментом. В умелых руках это совсем не похоже на «квадратную» смирительную рубашку, как опасаются некоторые критики. Далее я покажу, как можно использовать квадранты в качестве инструмента (метода) и проиллюстрирую их применение на примерах из интегральной психологии.

Сканирование с помощью квадрантов — всеохватный процесс: он сочетает в себе лучшее из древних традиций мудрости с лучшими современными знаниями

Уилбер говорит о том, что квадранты основываются на универсальном лингвистическом предположении: есть четыре главные перспективы (точки зрения), которые все люди способны принять. Несмотря на слово «все» во фразе «все квадранты», интегральная теория не претендует на то, что всего существует лишь четыре возможные перспективы. Естественный язык философии указывает, что эти четыре перспективы универсальны и, таким образом, являются неотъемлемой частью нашего существования. Наилучшее доказательство этой универсальности — то, что местоимения первого («Я), второго (я-ты, которое часто кратко описывается как «Мы») и третьего лица («Он» или «Оно») есть во всех основных языках. Более комплексный взгляд на этот вопрос и подробное уточнение перспектив первого, второго и третьего лица даны в работе Уилбера под названием «Фрагмент Д»[2. Wilber K. Excerpt D: The Look of a Feeling: The Importance of Post/Structuralism, 2003.] из второго тома трилогии «Космос» (рабочее название второго тома — «Космическая карма и творчество»).

scg1

В самой простой форме, «Я» обозначает говорящего, «Ты» — человека, с которым говорят, и «Он/Оно» или «Они» используется для людей или объектов, о которых мы говорим. В английском языке нам нужно различать две формы местоимения «ты». Если «ты» воспринимается как объект, он объективизируется и превращается в «оно». Чтобы быть реальным «Ты» (Мартин Бубер противопоставлял отношение «Я — Ты» и «Я — Оно»), должно быть живое межличностное общение: признание межсубьективного пространства — признание того, что я вижу тебя как тебя и ты видишь меня как меня — и мы оба видим и признаем друг друга.

«Мы» означает взаимный резонанс и подразумевает некоторый минимальный уровень разделяемых между людьми смыслов и некоего общего понимания. Мы выдвигаем следующее утверждение: любую тему, любой вопрос, любую проблему можно успешно проанализировать и картографировать её очертания посредством включения этих четырёх базовых перспектив, делая это более эффективно, чем при использовании других доступных методов.

Любую проблему можно успешно проанализировать и картографировать посредством включения этих четырёх базовых перспектив, делая это более эффективно, чем при использовании других доступных методов

Я надеюсь, что данное эссе поспособствует тому, что специалисты из других областей начнут исследовать эту тему в своей области и использовать AQ в качестве метода сканирования — и таким образом пополняли бы нашу «коллективную базу данных» примерами использования технологии «все квадранты». В идеале, группы людей будут использовать её для совместного изучения вопросов, чтобы делиться друг с другом своими открытиями и озарениями, расширять и улучшать имеющуюся карту или территорию, и открывать её возможным вызовам и альтернативным позициям. В общем, те, кто занимается сканированием и картографированием с помощью AQ, будут намного лучше осознавать, на что они обращают внимание в своих исследованиях и будут лучше подготовлены к тому, чтобы отвечать на вопросы как коллег и друзей, так и критиков.

AQ может быть методом сканирования той или иной территории человеческого опыта. Он освещает, какие аспекты включены в определенную сферу или область, а какие остались незамеченными, невыбранными, какие были неверно истолковали или недостаточно изучены. Он позволяет делать это систематически — и при этом это очень гибкий в применении инструмент. На мой взгляд, целью любой попытки картографирования проблемной области и определения целей исследования с помощью квадрантов не является сделать эту карту настолько всеобъемлющей и подробной, насколько это возможно в каждом конкретном случае. Скорее, цель заключается в том, чтобы прояснить, что включено, а что нет — и это лучшее положение для того, чтобы определить масштабы, глубину и фокус того или иного имеющегося описания, исследования, анализа, и их ограничения. Сканирование с помощью квадрантов часто приводит к появлению дополнительных вопросов, которые не охватывает данная сфера исследования. Диалог с другими людьми и обратная связь — вот важные части этого процесса.

Те, кто занимается сканированием и картографированием с помощью AQ будут, намного лучше осознавать, на что они обращают внимание в своих исследованиях

Может быть полезным отметить потенциальную опасность всеквадрантного подхода для сканирования и картографирования проблемной области, особенно если этот инструмент использует начинающий практик. Как и с любым новым инструментом, его можно начать применять ко всем ситуациям подряд, — подобно малышу, который использует свой игрушечный молоток, чтобы забивать им вообще всё, что попадётся под руку, — а не только гвозди на своей игровой площадке.

Неважно, буквально ли практик следует «всеквадрантной» модели или просто улавливает дух подхода, скорее всего, это будет частичным отражением опыта практикующего, а также его или её пониманием этой модели как символической карты — и эти карты всегда неполные, и неважно, насколько большую территорию они отображают. Таким образом, это приводит к более широкому понимаю (признанного всеми учёными), что наши карты и теории реальности всегда частичны и неполные. Теории, которые мы создаём, никогда не ухватывают всего целого — замысловатого единства живой вселенной, неотъемлемой частью которой мы являемся. Само существование множественных — зачастую противоречащих друг другу — карт и научных объяснений человеческой природы помогает отметить относительную неполноту и ограниченность каждого из них. Как шутит Уилбер, никто не умён настолько, чтобы на 100 % ошибаться. Он заявляет, что ведущий принцип интегрального подхода — «все правы. Говоря более конкретно, все — включая меня — обладают важными частями истины, и все эти части нужно почитать, лелеять и включать в более великодушном, широком и сострадательном охвате». (1995, p. 48)

Само существование множественных — зачастую противоречащих друг другу — карт и научных объяснений человеческой природы помогает отметить относительную неполноту и ограниченность каждого из них

Готовность признавать и учитывать всё, что может способствовать развитию нашего понимания — это отличительный знак интегрального подхода. Старомодные концепции, неправильные подходы, опрометчивые и необдуманные интерпретации, некорректно проведённые эксперименты — всё это увеличивает наши знания и пополняет сокровищницу опыта. Вместе с тем, важна ясность. Интегральный подход не утверждает, что все мнения имеют равную ценность или что все исследования, все утверждения, все толкования равноценны по качеству. В науке есть три основных этапа, которые помогают оценить качество и достоверность знаний во всех областях исследований (Wilber, 1998, p. 155). Они включают себя соответствующие теме исследования практики (или «инструментальное предписание»), «непосредственный опыт» (или «эмпирическое доказательство») и подтверждение (или «совместное принятие/отвержение» этого знания). Я буду говорить об этих трёх этапах в другом эссе. Сейчас достаточно признать, что все попытки понимания и интерпретации реальности на протяжении истории привели к увеличению наших знаний, даже если зачастую всё шло не так, как планировалось.

Таким образом, на мой взгляд, картографирование проблемной области с помощью квадрантов всегда на службе непрекращающегося исследования действием. На каждом повороте и на каждом новом этапе работы карта может быть исправлена и усовершенствована. Она должна быть преобразована и переделана, если мы найдем другую карту, которая будет более эффективно отражать ту или иную территорию, и в её основе будут лежать лучшие современные знания и практики, которые в свою очень постоянно развиваются и эволюционируют.

Интегральный подход не утверждает, что все мнения имеют равную ценность или что все исследования, все утверждения, все толкования равноценны по качеству

Все квадранты (AQ)

Повторю ещё раз: судя по всему, квадранты представляют собой универсальные перспективы для описания человеческого опыта. Не предполагается, что это единственно возможные перспективы, — просто их легче всего обнаружить и воспроизвести на практике.

Наиболее простая часть этой модели — это пространство между левым и правым квадрантами — между внутренним и внешним измерениями. Левый внутренний фокусируется на чувствах и переживаниях, правый внешний — на описании и определении, классификации, оценке и измерении. Доступ к внутреннему возможен только с помощью самораскрытия и диалога; доступ к внешнему — через органы восприятия и технические средства (то есть через расширенные возможности органов чувств, которые стали доступны благодаря технологиям).

scg2

Второй способ рассмотреть ту же территорию включает в себя обращение к триаде абсолютных ценностей (по Платону) — Благо (общее понимание о том, что есть хорошая жизнь), Истина (в смысле объективного описания мира и утверждений о мире), Красота (как «эстетический» отклик, который переживает смотрящий).

scg3

Каждый из этих трёх аспектов опыта имеет свои особые критерии достоверности и контрольные методы измерения. Мы не рассматриваем здесь эту тему (для углубленного изучения — см. Уилбер 1997, ср. 76). Тем не менее, знание о том, что разные специфические методы подходят для изучения разных секторов самости, культуры и природы имеет решающее значение для понимания разного рода сопротивлений, которые возникают по отношению к интегральной психологии (особенно к её методам исследования внутреннего измерения). И если эта модель будет более глубоко исследована, более широко признана и у нее будет больше последователей, то она сможет привнести свой бесценный вклад.

Наиболее распространенная версия этой модели состоит из четырёх квадрантов (4К). Здесь мы различаем не только левый (внутренний) и правый (внешний) квадранты, но также верхний и нижний. Модель четырех квадрантов делит внешнее (природу) на индивидуальное и коллективное. Как это часто бывает с такими таблицами, нет никакой объективной причины для того, чтобы размещать внутренние измерения в левой колонке. Уилбер мог бы выбрать другое расположение. Однако когда вы используете модель, появляется практический смысл последовательно применять её таким же образом — хотя мы по-прежнему в курсе, что квадранты изначально расположены в произвольном порядке. Это повышает простоту использования и позволяет легче сравнивать различные способы использования модели между собой, в том числе у разных пользователей.

Для быстроты четыре квадранта также называют следующим образом: Чувства (Верхний левый), Поведение (Верхний правый), Культура (Нижний левый) и Системы (Нижний правый). Аббревиатуры ВЛ, ВП, НЛ, НП — это понятные ярлыки для тех, кто знаком с картой.

Хотя самое большое преимущество этой модели заключается в той простоте, с которой она создаёт всеохватную карту территории человеческого опыта, также очень важен её эвристический потенциал — то есть она имеет ценность как метод исследования. Далее я расскажу об использовании четырех квадрантов как инструмента сканирования и картографирования.

В качестве метода сканирования, квадранты можно использовать для выявления наибольшей, насколько это возможно, информации на множестве уровней абстракции. Этот шаг помогает нам осознать, что каждый холон является частью многочисленных «гнездовых» (или вложенных друг в друга) систем.

Как метод картографирования, квадранты позволяют выбрать наиболее подходящие аспекты, которые необходимо включить в ходе исследования. В то же время она позволяет сознательно и определенно исключать другие аспекты, которые стали видимы в ходе сканирования, и делать это на ясных и понятных основаниях.

Применение квадрантов как метода сканирования и картографирования

Благодаря четырём квадрантам интегральная психология способна охватить всю область человеческого опыта целиком и обнаружить различные научные дисциплины и методы их исследований в рамках своей модели. Также такой подход вмещает в себя различные возможности глубины исследования — от целой области и высокой степени абстракции (например, изучение сознания) до отдельных случаев (например, какой-то конкретный пиковый опыт), хотя всегда содержание исследование связано со всеми четырьмя квадрантами.

Благодаря четырём квадрантам интегральная психология способна охватить всю область человеческого опыта целиком и обнаружить различные научные дисциплины и методы их исследований

Для каждого пункта в одном из квадрантов одного уровня может быть создан новый всеквадрантный анализ следующего подуровня, и так далее. Каждый список является частичным и может быть написан по-разному с различными главными пунктами в каждом из квадрантов. В свою очередь, другой акцент или другой способ выделять пункты в списке приведет к разным картам и исследованиям на следующем уровне.

scg5

Ниже приведен конкретный пример того, как может выглядеть подобная последовательность всеквадрантных «сканов». Движение начинается от основной темы (Как исследовать интегральную психологию с помощью квадрантов?) и идёт к подразделам (Кто я как исследователь?), а далее — к под-подразделам.

Можно сосредоточиться на любой теме и задать новый вопрос, который выявит и подробно покажет преимущества, ограничения и взаимосвязи в любом пункте в любом из слоёв. В контексте изначального исследования интегральной психологии нашим следующим шагом может стать желание узнать больше о самом человеке, который исследует этот вопрос. Таким образом мы можем продвигаться в этой теме: «Кто я?» в верхне-левом квадранте на рисунке 6 — это уже заголовок для новой темы. И мы можем создать подходящую карту для этого подраздела, учитывая все квадранты и связи между ними.

scg6Если такие карты создавать вместе с кем-то или делиться ими, то можно добиться еще большего охвата, так как разные люди предлагают разные вопросы и подразделы. Одно дело — поделиться такой картой с коллегами, друзьями или заинтересованными лицами. Но если вы поделитесь ей с представителя «другого лагеря» (теми, кто тоже понимает важность и правомерность использования процесса AQ-сканирования для того, чтобы разобраться в ситуации) это может стать мощным и просветляющим опытом.

Обратите внимание не третий пункт верхне-правого квадранта на рисунке 7 (Сертификаты и дипломы, ученые степени, специальности, награды). Можно создать новую тему для исследования (сертификация, получение диплома или степени) и сосредоточиться на нём. Какое значение сертификат имеет для личности исследователя, задающего вопрос (ВЛ); культурно-исторический, социальный контексты, разная ценность и разные значения, которые придают этому разные группы людей (НЛ); разные характеристики, качество, виды сертификации; как создавались эти методы сертификации; сравнения с другими подобными методами (ВП); и, наконец, официальные и неофициальные учреждения, где можно получить сертификат; различные способы его получения; правовой контекст, и так далее (НП).

scg7

Когда мы начинаем с определённой темы или определенного исследователя, далее мы можем задать подобные вопросы о конкретной сертификации, которую он или она собираются пройти в ходе предлагаемого исследования. Двигаясь таким образом — от слоя к слою — мы можем способствовать тому, что подраздел одного уровня ведет к новому заголовку на следующем слое. Таким образом каждый новый этап сканирования становится всё более детализированным, конкретным и сфокусированным. Также это показывает дальнейшие связи, ответвления и возможные направления работы, возможные сложности и противоречия.

Или другой вариант: двигаясь от первоначальной темы — создания карты исследования интегральной психологии, — мы можем создать карту более высокого порядка, на которой изначальная тема становится лишь подразделом одного из квадрантов во всеобъемлющей, всеохватной перспективе.

Например, рисунок 6, «Исследование интегральной психологии с помощью всех квадрантов» становится подразделом списка (ВП) доступных методов «Поиска знаний» (рисунок 8). Всеквадрантный подход является таким мощным, потому что мы можем выбрать любую тему на любом уровне глубины в любом квадранте и исследовать её с перспективы трёх других квадрантов, чтобы получить более полную картину и хорошо разобраться в её внутренних взаимосвязях. В то время квадранты позволяют исследовать тему на любом уровне абстракции или конкретики по желанию исследователя, от общих тем до мельчайших деталей.

scg8

Важно поддерживать всеквадрантный подход из-за эффективности его применения на практике, но также его потенциально можно использовать в виде образовательных проектов для повышения осознанности. Специалисты в области психологии развития в большинстве своём согласны с тем, что один из наиболее эффективных механизмов, способствующих развитию, — это принимать на себя точки зрения других людей и уметь вставать на их место.

Само присутствие такой интегральной программы окажет влияние на развитие индивидуального и коллективного сознания — и тем самым на эволюцию всей нашей планеты

Я представляю себе трансдисциплинарный курс обучения, который воплощает и передаёт структуру и гибкость всеквадрантного подхода и может применяться везде: от детского сада до университета и далее. Само присутствие такой интегральной программы окажет влияние на развитие индивидуального и коллективного сознания — и тем самым на эволюцию всей нашей планеты. Как бы то ни было, подобный эксперимент может иметь огромный потенциал при совсем не больших рисках. Реализовать подобное видение может быть сложно и потребуются усилия целых поколений, чтобы перейти от наших текущих предпочтений (которые включают в себя научный редукционизм) к гибкой и интегральной, всеохватной модели, которая сканирует последствия любой точки зрения в свете всех четырех квадрантов, множества заинтересованных сторон, перспектив и методов исследования.

Неизбежный вопрос истории и эволюции

Как только мы начинаем интересоваться: «Кто спрашивает обо всём этом, кто исследует эту тему?», становятся актуальны вопросы сознания, эволюции и развития верхне-левого квадранта, потому что уровень развития человека, который сканирует и картографирует реальность, неизбежно влияет на то, сколько всего он может осознать — и что не может отследить и поэтому неизбежно упустит из виду.

Точно так же, наблюдая, как современные культурные смыслы (нижне-левый квадрант) разворачивались в процессе своего исторического развития, мы можем предсказать, что с большой вероятностью будущее развитие будет следовать аналогичным тенденциям в ходе дальнейшей дифференциации и интеграции на всё более сложных уровнях. То же самое справедливо и для структур в нижне-правом квадранте, которые воплощают эти развивающиеся культурные понимания в политические и социальные структуры, юридическую практику. По этой причине AQ обычно идёт в сочетании с AL — или «all levels» — «всеми уровнями» интегрального подхода.

Заключение

Хотя телескопическое сканирование с помощью «всех квадрантов» (квадранты внутри квадрантов внутри квадрантов, от самого верха до самого низа) — это мощный и единственный в своем роде метод для изучения любой территории человеческого опыта, он является лишь одним из элементов, кирпичиком гораздо более широкого интегрального методологического плюрализма, как описано в постметафизической работе Уилбера — Трилогии «Космос» (см. ссылки ниже). Наконец, я предполагаю, что обсуждение состояний, линий и типов в дополнение к квадрантам и уровням делают модель AQAL наиболее всеохватной, последовательной и трансформационной объяснительной моделью из всех, что есть у нас в настоящее время.

Библиография

  • Бубер М. Я и Ты. Из кн.: Мартин Бубер. Два образа веры. М., 1995. с. 16 – 92 // Buber, Martin (1970). I and thou (W. Kaufman, Trans.). New York: Charles Scribner & Sons.
  • Кун Т. Структура научных революций // Kuhn, Thomas S. (1962). The structure of scientific revolutions. Chicago: Chicago University Press.
  • Уилбер К. Секс, экология, духовность (также известна как «Пол, экология, духовность») — новое издание на русском языке готовится. // Wilber, Ken (1995). Sex, ecology and spirituality: The spirit of evolution. Boston: Shambhala.
  • Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. М. — 2002: Издательство АСТ. // Wilber, Ken (1997). The eye of spirit: An integral vision for a world gone slightly mad. Boston: Shambhala.
  • Уилбер К. Свадьба рассудка и души: Интегрируя науку и религию. // Wilber, Ken (1998). The marriage of sense and soul: Integrating science and religion. New York: Random House.
  • Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, дух, психология, терапия. М. — 2004: Издательство АСТ. // Wilber, Ken (2000a). Integral psychology: Consciousness, spirit, psychology, therapy. Boston: Shambhala.
  • Уилбер К. Теория всего: Интегральный подход к бизнесу, политике, науке и духовности. М. — 2013: Постум. // Wilber, Ken (2000). A theory of everything: An integral vision for business, politics, science, and spirituality. Boston: Shambhala.
  • Уилбер К. Фрагмент Д // Трилогия «Космос» // Wilber, Ken (2003e). Excerpt D: The look of a feeling — the importance of post/structuralism. Retrieved October 20, 2003, from http://​wilber​.shambhala​.com/​h​t​m​l​/​b​o​o​k​s​/​k​o​s​m​o​s​/​e​x​c​e​r​p​t​D​/​e​x​c​e​r​p​t​D​.​pdf
  • Уилбер К. Введение в интегральную теорию и практику. Базовая интегральная операционная система и всесекторно-всеуровневая карта // Wilber, Ken (2005). Introduction to Integral theory and practice: IOS Basic and the AQAL map. AQAL: Journal of Integral Theory and Practice, 1 (1), 1 – 36.

Примечания

  1. Cook-Greuter S. AQ as a Scanning and Mapping Device // AQAL Journal. — Fall 2005, Vol. 1, No. 3.

Кук-Гройтер Сюзанна

Сюзанна Кук-Гройтер (Susanne Cook-Greuter, D.Ed.)

Ведущий в мире эксперт в сфере психологии взрослого развития и теории развития эго. Степень доктора образования от Гарвардского университета; защитила диссертацию по теме «Поставтономное развитие эго». Соосновала организации «Cook-Greuter & Associates» и «Центр лидерской зрелости», предоставляющие услуги в сфере оценки личностной зрелости и консалтинга руководителей. Участвовала в проекте создания Интегрального института.

www​.cook​-greuter​.com

Комментарии

 

In English