Трансформации сознания в интегральной психологии. Часть 2: Структуры и состояния

Данная статья написана для академического сборника «Психотехники и изменённые состояния сознания», который будет издан РХГА по результатам одноимённой конференции, проводившейся 12 – 14 декабря 2013 года в Санкт-Петербурге. «Эрос и Космос» публикует статью в двух частях и в авторской редакции. Это вторая часть, первая часть доступна по ссылке.

Структуры сознания

Поскольку речь идёт о структурах сознания и уровнях структурной организации, то необходимо уточнить, что подразумевается под терминами «структура», «структурная организация» и «структура сознания». Структура — это действительная архитектура, или паттерн, актуализируемого уровня сознания; в широком смысле, структура — это устойчивый динамический холистический, или целостный, паттерн, обладающий свойством самоорганизации и самовоспроизведения.1 Под структурной организацией подразумеваются характерная деятельность и глубинные свойства, или специфические шаблоны самовоспроизведения (автопоэза), свойственные любой самоорганизующейся единице («холону» в терминологии Уилбера).2

Таким образом, в контексте интегральной психологии та или иная структура сознания определяется устойчивой вероятностью встретить определённый паттерн осмысления и поведения, характерно отличающийся от паттерна предыдущей структуры сознания в сторону усложнения структурной организации. При этом полагается, что структуры сознания как общий феномен не предзаданы изначально, а соконструируются в ходе коллективной эволюции как вероятностные волны космических привычек (в интегральной теории концепция космической привычки соотносится с эволюционным видением Ч. С. Пирса и теорией морфических полей Р. Шелдрейка).3

Структуры сознания развёртываются через стадии развития от меньшей сложности к большей сложности, от меньшей глубины к большей глубине. Один из важных моментов состоит в том, что стадии развития перескакивать и пропускать нельзя (в отличие от состояний сознания, о которых речь пойдёт ниже). Можно лишь испытать временный пиковый опыт какой-то более высокой сферы.4

Устойчивые структуры и переходные стадии

Иллюстрация из книги К. Уилбера «Интегральная духовность»

Также в интегральной психологии подчёркивается важность различия между устойчивыми и переходными структурами (и те, и другие могут развиваться постадийно). Данный технический нюанс важно упомянуть, чтобы подчеркнуть сложность и многомерность процессов, участвующих в том, что мы обобщённо называем ростом и развитием сознания.

Базовые уровни сознания в большинстве своём являются устойчивыми структурами сознания, фундаментальные свойства которых сохраняются при дальнейшем развитии (формировании новых структур). Например, уровни развития когнитивных способностей (от доформальных стадий развития интеллекта до формальных и постформальных) сохраняются и остаются доступны всё время. Ум формальных операций всё ещё может пользоваться и конкретно-операционным мышлением, и сенсомоторным интеллектом. Однако стадии развития ценностей или морального развития являются переходными.

Каждая же последующая переходная структура-стадия в большинстве линий развития, отличных от когнитивной, не включает в себя свойства предыдущей, а отрицает их и заменяет новыми. Например, этноцентрическая мораль отрицает исключительный эгоцентризм, а мироцентрическая мораль — исключительный этноцентризм. Иными словами, личность, грубо говоря, не может действовать из исключительного эгоцентризма и действительно одновременно с этим находиться на мироцентрической стадии морального развития; тогда как одновременное задействование сенсомоторного интеллекта и формально-операционного интеллекта возможно (мы можем одновременно ездить на велосипеде и размышлять о своём).5 (См. также примечание.6)

Трансформация и трансляция

ТрансляцияСоответственно, теперь мы можем перейти к непосредственному рассмотрению одного из аспектов того, что понимается под термином «трансформация сознания». Если представить себе, что лестница развития располагается в многоэтажном доме и соединяет между собой его этажи, тогда в плане развития могут происходить две вещи: с одной стороны, на каждом этаже можно, условно говоря, передвигать мебель, а с другой — можно переходить с этажа на этаж. Первое в трудах Уилбера получило название трансляции (translation). (См. примечание.7) Второе — трансформации (transformation).8

По мере достижения того или иного уровня сознание начинает буквально транслировать деятельность и паттерны, свойственные этому уровню. Например, достижение формально-операционной стадии развития мышления приводит к интенсификации процессов мышления, и человек буквально начинает «питать себя» размышлениями, чтением книг соответствующего уровня сложности, воспроизведением соответствующих идеологий (которые могут иметь разную поверхностную окраску, но исходить с одной и той же «высоты» сознания) и т. д. Сознание будто бы усваивает правила игры на данном уровне структурной организации и начинает их воспроизводить («передвигать мебель в рамках этажа») до тех пор, пока сам процесс воспроизведения не отрабатывается достаточно, чтобы сознание начало разотождествляться с ним.

Когда начинает происходить разотождествление с текущим уровнем структурной организации, самость подходит к точке бифуркации — моменту, когда она может совершить скачок вверх, трансформироваться к следующему уровню (постформальному в нашем примере), сначала проявляющемуся проблесками или в виде зоны ближайшего развития, а в дальнейшем всё более нисходящим в сознание в качестве его новой доминанты, с которой постепенно отождествляется самость (тогда сознание «поднимается на следующий этаж»). Синонимом «трансформации» в данном контексте является термин «трансценденция», понимаемый в широком смысле: ум формальных операций трансцендирует ум конкретных операций; а постформальный ум (который сам состоит из нескольких стадий) трансцендирует формально-операциональный ум.

Основной функцией процесса трансляции является интеграция, стабилизация и консолидация того или иного уровня, который в данный момент транслируется. Главной же функцией процесса трансформации является выход за пределы этого уровня, его превосхождение, переход к следующему уровню адаптации и структурной организации.9 Существуют определённые диалектические трения между этими двумя процессами, представляющими, судя по всему, значительную основу развития как такового. Каждая трансформация представляет собой смерть в миниатюре, шаг в неизвестность, тогда как трансляция — это, в какой-то мере, попытка поддержать известную картину мира. Только в случае, если самость (или эго) достаточно сильна, чтобы отпустить известное и умереть для текущего уровня отождествления, происходит трансценденция текущего уровня и трансформация к следующему, на котором начинается новый цикл трансляции.

Состояния сознания

Иллюстрация из книги К. Уилбера «Интегральная духовность»

Помимо аспекта вертикального развития через стадии роста сознания с соответствующими уровнями структурной организации в интегральной психологии выделяется и аспект горизонтального развития через состояния сознания.10

По определению Ч. Тарта, состояние сознания есть общий паттерн субъективного (психического) функционирования.11 Состояния сознания (в том числе и изменённые состояния сознания) представляют собой более широкое понятие и явление, нежели просто феноменальные состояния радости, интереса, гнева, страха и т. д. Иными словами, непосредственному наблюдению со стороны индивида — при помощи интроспекции (самонаблюдения) — доступна, главным образом, регистрация так называемых феноменальных состояний (так в феноменологической методологии называются многочисленные переживаемые состояния радости, счастья, гнева и др. чувств и эмоций, которые мы способны наблюдать в течение суток), а не состояний сознания как таковых.12

В отличие от феноменальных состояний динамика состояний сознания, или качественные сдвиги общего паттерна психического функционирования, гораздо труднее поддаётся непосредственному, феноменологическому наблюдению: скорее, непосредственно наблюдаются их продукты в виде вышеупомянутых феноменальных состояний.13

По этой причине, с точки зрения субъекта, или индивидуума, осознание факта смены состояния сознания, как правило, происходит (если происходит вообще) вследствие когнитивной дедукции при наблюдении за изменением характера феноменальных состояний, доступных непосредственному феноменологическому наблюдению.14 То есть, с точки зрения субъекта, для того, чтобы «увидеть» факт смены состояния сознания, ему нужно отойти от своей феноменологической методологии и объективизировать свои феноменальные состояния, чтобы понять, что дискретный переход в иное состояние сознания был совершён; такое, например, иногда происходит при осознании себя спящим.

Типология состояний сознания

mathieu

В литературе выделяется несколько общих типов состояний сознания. Во-первых, выделяются «естественные», или «обычные», состояния сознания, которые знакомы каждому человеку от рождения. В число этих состояний входят три широких, естественных состояния сознания — бодрствование, сновидение и глубокий сон. Человек ежедневно погружается в каждое из них в цикле сна/бодрствования.15

Уилбер также указывает на то, что, согласно древним психологическим системам, к категории естественных состояний можно отнести так называемое «четвёртое состояние» (санскр. турийя; иначе называется «свидетельствованием») и «после четвертого» (соотв. санскр. турийятита; иначе называется состоянием «единовкусия»).16 С точки зрения духовных традиций, это скорее вечно присутствующие категории опыта (имеющие отношение к таким понятиям, как «недвойственность», адвайта, и «высшая недвойственность», парадвайта17), на основе которых возникают остальные состояния сознания, однако постоянный и сознательный доступ к данным категориям (без потери себя в беспамятстве круговорота состояний сознания) рассматривается как высшее достижение в духовном развитии, открывающее «предельное состояние сознания».18

Во-вторых, выделяют изменённые состояния сознания (ИСС) — качественные отклонения в субъективных переживаниях от определённых генерализованных для субъекта норм, сознаваемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями (классическое определение А. Людвига19). ИСС могут быть как искусственно вызываемыми (индуцированными психоактивными веществами или процедурами, такими как погружение в камеру сенсорной депривации), так и психотехнически обусловленными (религиозные обряды, холотропная терапия по Грофу, аутогенная тренировка по Шульцу и т. д.) и спонтанно возникающими как в обычных, так и в экстремальных условиях.20

Развитие субъективного присутствия в состояниях сознания

Иллюстрация из книги К. Уилбера «Интегральная духовность»

Опираясь преимущественно на исследования восточных и западных психодуховных систем (а также на собственный обширный медитативный опыт в рамках традиций дзен и ваджраяны21), Уилбер констатирует, что сознание индивида может развивать присутствие во всё более утончённых состояниях сознания, пока не возникнет беспрепятственное переживание непрерывного сознавания всех естественных состояний. Подразумевается непрерывное сознавание в бодрствовании, сновидении и глубоком сне без сновидений в качестве чего-то запредельного им — или, по иной терминологии, в грубом, тонком и очень тонком (или причинном) состояниях сознания-энергии в качестве пустотного свидетеля (турийя) и недвойственного единства пустоты и формы (турийятита).22

Это и есть «просветление», «освобождение», или мокша, — крайне редкий духовный опыт, стабильно реализуемый, как правило, после долгосрочной и упорной медитативно-созерцательной практики (и, согласно самим недвойственным традициям, парадоксально недостижимый, будучи основанным на гностическом узнавании изначальной природы, или таковости, каждого мгновения любого феноменального опыта). Медитативно-созерцательная практика представляет собой особый тип феноменологической методологии, первоначально разработанной в досовременных буддийских, индийских, христианских, исламских и некоторых др. эзотерических и мистических школах.23

Эзотеричность и мистицизм тех или иных духовных традиций классифицируется интегральной психологией именно с точки зрения того, насколько эффективно они позволяют развивать присутствие во всех состояниях сознания (при этом различные традиции, согласно Уилберу, акцентируют внимание на разных состояниях сознания, не обязательно охватывая полный спектр: шаманизм, к примеру, редко выходит за пределы тонкого состояния сознания, тогда как, скажем, тантризм ваджраяны или кашмирского шиваизма направлен на реализацию причинного состояния сознания и недвойственного опыта, турийи и турийятиты). Это, в свою очередь, требует развития и базовых поддерживающих качеств личности (адекватных — для поддержания намеченного уровня духовной реализации — воззрения, этики, психопрактических навыков и т. д.).24

Соотношение вертикальной и горизонтальной трансформации

Алекс ГрейТаким образом, в дополнение к вертикальному развитию сознания через уровни-стадии структурной организации (от доличностных к личностным и надличностным) существует ещё и иной, хорошо задокументированный, тип развития — горизонтальное развитие сознания через состояния-стадии присутствия (как правило, в практике происходит постепенное развёртывание момента отождествления осознавания от грубого состояния к тонкому, причинному и недвойственному).25

Продвижение момента «я»-отождествления, или самости, через состояния-стадии присутствия является вторым видом процессов трансформации-трансценденции, изучаемых в интегральной психологии. Точное соотношение вертикальной трансформации (через уровни структурной организации) и горизонтальной трансформации (через состояния-стадии присутствия) пока ещё недостаточно изучено, но уже является предметом интереса интегральных исследователей.

В данный момент постулируется теоретический конструкт под названием «решётка Уилбера — Комбса», указывающий на существование двух сравнительно независимых осей развития (ось вертикального развития структур-стадий — от дорациональности к рациональности и надрациональности — и ось горизонтального развития состояний-стадий — от грубого состояния к тонкому, причинному и недвойственному, причём индивид гипотетически может находиться в состоянии причинного присутствия, но интерпретировать и осмыслять его из рациональной или дорациональной структуры сознания).26 Существуют попытки развития этой концепции.27

Также можно предположить, что и горизонтальный, и вертикальный виды трансформаций сознания объединяет следующее: по мере их осуществления то, что является субъектом одной стадии, становится объектом субъекта следующей стадии, который, в свою очередь, становится объектом субъекта последующей и т. д. Однако различие, вероятно, состоит в том, что в некоторых видах медитации зачастую происходит исключающая смена состояний сознания (то есть, когда объективизируется грубое состояние сознания, а субъект начинает «смотреть из» тонкого, грубые феномены могут растворяться и исчезать из феноменологического пространства восприятия, полностью уступая место тонким), тогда как базовые структуры сознания сохраняются по принципу трансценденции и включения (надрациональность трансцендирует и включает рациональность, которая трансцендирует и включает дорациональность).28

Линии развития

Иллюстрация из книги К. Уилбера «Интегральная духовность»

Процесс трансформаций по вертикальной оси развития не является одномерным и линейным. Интегральная психология опирается на идею множественного интеллекта (точнее, множества интеллектов), согласно которой, помимо линии, или потока, когнитивного развития — развития познавательных способностей, есть ещё и аффективная линия (эмоциональный интеллект), моральная линия, эстетическая линия, кинестетическая линия, межличностная линия, психосексуальная линия, духовная линия (стадии развития веры и так называемый духовный интеллект) и т. д.

Также отмечается, что линии развиваются относительно независимо друг от друга (что приводит к случаям неравномерного развития), при этом когнитивное развитие необходимо, но недостаточно для развития в остальных линиях. Одна из функций самости состоит в том, чтобы балансировать и интегрировать сигналы, полученные в результате задействования разнообразных линий развития, непосредственно связанных с адаптационными процессами самости.

Точная концептуализация понятия «линий развития» и их соотношения друг с другом является вопросом для будущих исследований в интегральной психологии. В общем же, как было отмечено выше, исходя из того, что известно в данный момент, можно утверждать, что процессу общего развития человека точнее соответствует образ расходящихся из единой основы спиралевидных потоков развития, нежели что-либо прямолинейное и одномерное.29

Заключение

См. в большом разрешении
AQAL Интегральная карта. Ред. 2014 [см. в большом разрешении]

Интегральная психология является метаподходом к психологической теории и практике, интегрирующим разнообразные школы психологии досовременности, современности и постсовременности. Она базируется на интегральном подходе AQAL, предложенном американским философом К. Уилбером на основе метапарадигматического синтеза данных из различных дисциплин человеческой деятельности.

Одной из ключевых концепций интегральной психологии является понятие трансформаций сознания. Утверждается, что в процессе развития происходит не одна трансформация сознания, а целая вереница трансформаций (выделяется, по меньшей мере, около дюжины вех развития — от доличностных к личностным и надличностным, от дорациональных к рациональным и надрациональным).

Сам процесс развития многогранен, где каждая из граней развёртывается постадийно (причём он может двигаться как в «вертикальном», так и в «горизонтальном» направлениях).

Под вертикальной трансформацией понимается трансценденция одного уровня структурной организации и стабилизация на следующем. При стабилизации на новом уровне включается процесс трансляции (закрепления и интеграции компонентов новой структуры сознания через их воспроизведение). По мере того, как трансляция с данного уровня исчерпывает себя, могут возникнуть условия, способствующие трансценденции данного уровня и трансформации сознания и «я»-отождествления к следующему.

Существует и другой вид трансформаций сознания — горизонтальный, — в котором индивидуальное сознание постепенно погружается во всё более тонкие состояния-стадии присутствия, пока в идеале не реализует недвойственное единство (как правило, в результате длительной и интенсивной медитативно-созерцательной практики, однако возможны и редкие спонтанные прорывы в обход постепенной прогрессии состояний-стадий).

В обоих видах трансформаций сознания важную роль играет самость, или система самости, которая осуществляет функции идентификации (отождествления), интеграции и метаболизма новооткрываемых и новообразуемых (эмерджентных) измерений сознания (как вертикальных, так и горизонтальных).

В целом, общий процесс развития хорошо описывается двумя образами: один из них — «лестница, взбирающийся, вид» (самость, или «я», индивидуума взбирается по лестнице — сферам, или планам, сознания-бытия — и на каждой ступени ей открывается новый вид, или воззрение на мир); другой — образ множества потоков развития, по спирали развивающихся из единой основы.

По Уилберу, предельной формой развития (полным пробуждением) является одновременно сознательное единство с «горизонтальным» недвойственным сознаванием, непрерывно продолжающимся в трёх естественных состояниях (состояниях бодрствования, сновидения и глубокого сна без сновидений), и идентификация со всеми основными «вертикальными» структурами сознания, возникшими на настоящий момент в эволюции Космоса (под влиянием Ауробиндо, индийского философа-йогина, Уилбер указывает в качестве высших стадий «надразум», или overmind, и »сверхразум», или supermind). Именно в такой труднодостижимой позиции сознания может быть реализовано полное сверхсознательное единство трансцендентной пустоты с подвижно эволюционирующим миром форм.30

Библиография

Кук-Гройтер 2009 — Кук-Гройтер С. Развитие эго: девять уровней всё большего охвата // Cook-Greuter & Associates. — Бостон: Cook-Greuter.com, 2009. Эл. версия доступна: http://goo.gl/QLOyfr

Кун 2009 — Кун Т. Структура научных революций. — М.: АСТ, 2009.

Налимов 2011 — Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — Изд. 3-е. — М.: Академический Проект, Парадигма, 2011.

Пандит 2010 — Пандит Б. Н. Кашмирский шиваизм: Наслаждение и освобождение / Сост. и пер. В. А. Дмитриева. — М.: Ганга, 2010.

Спивак 1996 — Спивак Д. Л. Изменённые состояния массового сознания. — СПб.: Гарт-Курсив, Фонд «Ленинградская галерея», 1996.

Спивак, Спивак, 1996 — Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Изменённые состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. — Т. 1, N 4, 1996. С. 48–55.

Уилбер 2002 — Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. — М.: АСТ, 2002.

Уилбер 2004а — Уилбер К. Интегральная психология. Сознание, дух, психология, терапия. — М.: АСТ, 2004.

Уилбер 2004б — Уилбер К. Один вкус: Дневники Кена Уилбера. — М.: АСТ, 2004.

Уилбер 2004в — Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. — М.: АСТ, 2004.

Уилбер 2009 — Уилбер К. Интегральное видение: Краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, вселенной и всему остальному. — М.: Открытый Мир, 2009. Эл. версия доступна: http://goo.gl/dq9J8u

Уилбер 2013а — Уилбер К. Интегральная духовность: Новая роль религии в современном и постсовременном мире. — М.: Айпрактик, 2013. Эл. версия доступна: http://goo.gl/sqm4SI

Уилбер 2013б — Уилбер К. Ответ критическому реализму в защиту интегральной теории // Sex, Karma, Creativity (фрагменты из планируемой к публикации книги). — СПб.: Интегральные переводы, 2013. Эл. версия доступна: http://goo.gl/6QsfEU

Уилбер 2013в — Уилбер К. Теория всего: Интегральный подход к бизнесу, политике, науке и духовности. — М.: Постум, 2013.

Уилбер 2013г — Уилбер К. Фрагмент А: Интегральная эпоха на передовом краю // Sex, Karma, Creativity (фрагменты из планируемой к публикации книги). — СПб.: Интегральные переводы, 2013. Эл. версия доступна: http://goo.gl/uZAQ8A

Уилбер 2014 — Уилбер К. Краткая история всего. — 2-е русск. изд., испр. и доп. (с спец. предисловием к русск. изд. К. Уилбера). — М., 2014. Планируется к изданию.

Фуз 2010 — Фуз К. К видению интегрального лидерства. Часть 3: Развитие перспектив и присутствия через развитие стадий структур и стадий состояний // Кен Уилбер и интегральный подход. — СПб., 2010. Эл. версия доступна: http://goo.gl/27cPmK

Cook-Greuter 2010 — Cook-Greuter S. R. Postautonomous ego development: A study of its nature and measurement. Based on a dissertation presented to the Faculty Of the Harvard University Graduate School of Education — Updated edition. — Integral Publishers, 2010.

Hobson 2007 — Hobson J. A. States of consciousness: Normal and abnormal variation // The Cambridge handbook of consciousness / Eds. P. D. Zelazo, M. Moscovitch, E. Thompson. — New York: Cambridge University Press, 2007. Pp. 435–444.

Ludwig 1966 — Ludwig A. Altered states of consciousness // Archives of general psychiatry. — N 15, 1966. Pp. 225–234.

O’Fallon 2012 — O’Fallon T. StAGES: Growing up is waking up—interpenetrating quadrants, states and structures // Pacific Integral. — Seattle: PacificIntegral.com, 2012. Эл. версия доступна: http://goo.gl/hMpuqh

Tart 1972 — Tart C. States of consciousness and state-specific sciences // Science. — Vol. 176, 1972. Pp. 1203–1210.

Wilber et al. 1986 — Wilber K., Engler J., Brown D. P. (eds.). Transformations of consciousness: Conventional and contemplative perspectives on development. — Boston: Shambhala, 1986.

Wilber 1998 — Wilber K. The marriage of sense and soul. — NY: Broadway Books, 1998.

Wilber 1999 — Wilber K. Introduction to the volume two // The Collected Works of Ken Wilber. — Vol. 2. — Boston: Shambhala, 1999. Pp. 1–12.

Wilber 2000 — Wilber K. Waves, streams, states and self: Further considerations for an integral theory of consciousness // Journal of consciousness studies. — Vol. 7, N 11–12, 2000. Pp. 145–176.

Wilber 2001a — Wilber K. A brief history of everything. — 2nd edition. — Boston: Shambhala, 2001.

Wilber 2001b — Wilber K. Eye to eye: The quest for the new paradigm. — 3rd revised ed. — Boston: Shambhala, 2001.

Wilber 2001c — Wilber K. Sex, ecology, spirituality: The spirit of evolution. — 2nd edition. — Boston: Shambhala, 2001.

Wilber 2005 — Wilber K. A sociable God: Toward a new understanding of religion. — Boston: Shambhala, 2005.

  1. Уилбер 2013а: 109.
  2. Wilber 1999: 6.
  3. Уилбер 2013а, 2013г.
  4. Уилбер 2013а.
  5. Wilber 2001b; Уилбер 2004а
  6. Переходные структуры-стадии представлены линиями развития ценностей, морали, мировоззрений и др. Самость служит посредником между базовыми и переходными структурами, своеобразным интегратором.
  7. Можно обратить внимание на два интересных аспекта-значения термина трансляция: во-первых, трансляция как «радиотрансляция» — она происходит на определённой амплитуде и длине волны; во-вторых, трансляция как «перевод» — при переводе текста меняется язык текста, но, в общих чертах, сохраняется единый смысл (указающий на то, что можно было бы назвать «трансцендентальным означаемым», наличие которого собственно и позволяет переводить с языка на язык), и суть перевода в передаче смысла; то есть выражение на конкретных языках является выражением поверхностных свойств некоей глубинной структуры смысла (в нашем случае — сознания), общей для разных языков.
  8. Wilber 2001b; Уилбер 2004а
  9. Wilber 2005: 90–97.
  10. Уилбер 2013а.
  11. Tart 1972.
  12. Wilber 2000
  13. Ibid.
  14. Ibid.
  15. Hobson 2007
  16. Уилбер 2013а: 111.
  17. См. Пандит 2010.
  18. См. Уилбер 2004б: 394–397; Wilber 2001: 266–280.
  19. Ludwig 1966.
  20. Спивак, Спивак, 1996.
  21. Уилбер 2004б.
  22. Уилбер 2004б: 394–397; 2013а
  23. Уилбер 2013а.
  24. Там же.
  25. Уилбер 2013а.
  26. Там же.
  27. O’Fallon 2012.
  28. Фуз 2010.
  29. Уилбер 2013а.
  30. Там же: 191–192, 353.

Автор: Пустошкин Евгений

Клинический психолог, эссеист, переводчик книг философа Кена Уилбера, исследователь-практик интегрального подхода. Соразработчик и преподаватель метода интегрального сознавания (Integral Awareness Process), ведущий программ по интегральной психологии и медитации. Член президиума российской Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП). Научный редактор русскоязычных изданий ряда книг Дэниела Сигела, Отто Шармера и Роберта Кигана, вышедших в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Ведёт частную психологическую практику (проводит индивидуальные консультации и трансформационно-терапевтические семинары). Автор блога «Transcendelia» (pustoshkin.com).