Практики внимательности и медитации на Всемирном экономическом форуме в Давосе

Матье Рикар

Матье Рикар, французский переводчик Далай-ламы

Институт ноэтических наук (Institute of Noetic Sciences, IONS) в январском информационном письме сообщает о том, что на последнем Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) значительное внимание было уделено практикам внимательности и медитации.

В этом году Всемирный экономический форум проходил с 22 по 25 января, а его официальная тема была обозначена следующим образом: «Изменение очертаний мира: последствия для общества, политики и бизнеса».

Как описывает Арианна Хаффингтон (известная американская колумнистка и глава популярного медийного интернет-портала «The Huffington Post») в статье, опубликованной в «Chicago Tribune», мировые лидеры прослушали целую серию докладов о благоприятном воздействии практик внимательности и даже сами попрактиковали медитацию.

В упомянутой заметке Хаффингтон делает основной упор на инструментальной пользе медитации в сфере здравоохранения в качестве инструмента регуляции стресса, ввиду своей экономичности позволяющего оптимизировать расходы в данной сфере. Она отмечает, что в ряде крупных корпораций, таких как «General Mills», «Google», «Target» и «Aetna» (из известных компаний в список можно также добавить и «Twitter»), уже функционируют программы по уменьшению стресса, причём, по её данным, подобные программы в том или ином виде задействованы примерно четвертью всех работодателей США.

Побывавший в Давосе и проведший там сессию по практикам внимательности Отто Шармер, старший преподаватель Массачусетского института технологий (МИТ), в своей статье для «The Huffington Post» делится мнением, что практики внимательности приближаются к переломной точке, за которой последует бурный рост их повсеместного применения. По мнению Шармера, повышение интереса к созерцательным практикам вызвано следующими тремя движущими факторами:

• Развитие новых технологий (бурный технологический рост способствует утрате контакта с самими собой);

• Появление новых вызовов (лидеры сталкиваются с ситуациями, успешное прохождение которых требует от них большего самосознания и высокого эмоционального интеллекта);

• Новые научные открытия (развитие исследований нейропластичности и влияния практики внимательности на эпигенез мозга).

По мнению Шармера, применение методик внимательности и медитации может способствовать решению экологических (мы потребляем ресурсы земли в полтора раза быстрее скорости их возобновления), социальных (более миллиарда людей на планете живут за чертой бедности) и духовных проблем (разрыв между нашим действительным «я» и доступным нам потенциалом, а также разрыв между высокими экономическими показателями, такими как ВВП, и общим низким уровнем благополучия, или счастья, населения) через развитие сознания лидеров.

Также в официальном блоге Всемирного экономического форума известная актриса Голди Хоун рассказала об основанном ею фонде «Hawn Foundation», в рамках деятельности которого мультидисциплинарная команда, состоящая из нейроучёных, психологов и экспертов-практиков созерцания и медитации, разработала на основе парадигмы внимательности интегративную программу помощи детям в саморегуляции их поведения, повышении способности к сосредоточению, необходимым для академического преуспевания и социальной адаптации.

Комментарии

  • http://pustoshkin.com/ Eugene Pustoshkin

    Развитие «гражданских» психотехнологий во многом вдохновляет. При этом я довольно неоднозначно отношусь к распространению и индустриализации практик внимательности.

    С одной стороны, они позволяют облегчить относительные проблемы (снижение уровня стресса, саморегуляция и т. д.); с другой стороны, если теряется из виду их йогическая функция (а она в корпоративном угаре точно теряется), это подобно забиванию гвоздей микроскопом.

    Функция йогических психотехнологий в простраивании сознания, ума и тела для способствования его освобождению и трансценденции; в предельном смысле, речь идёт о сотериологическом измерении (духовное пробуждение). Всё меньшее является побочным и вторичным эффектом, который может помогать, а может и не помогать выполнению основной задачи.

    Было бы интересно, если удастся придти к подходу, который мог бы интегрально совмещать эти разные измерения, не теряя при этом самого главного из виду.

    • Victor Shiryaev

      Полностью с этим согласен, тема заслуживает отдельной статьи. Есть хорошее эссе Бхиккху Бодхи на эту тему с позиций Тхеравады — про секуляризацию випассаны (и «забывание» про пробуждение и нирвану). Мой хороший знакомый, некто Кори, который в монастыре У Пандиты провёл полгода, из которых несколько месяцев — монахом, сейчас является фасилитатором MBSR Джона Кабат-Зина. Я попросил его написать плюсы и минусы обоих подходов (MBSR и ретрита по технике Махаси). Меня удивило и раздосадовало, что про то, о чём ты пишешь — собственно, об изначальной цели практики — он не написал ничего.

      Что касается проблемы как таковой.… И из монахов буддийских не все занимаются «спасением своей шкуры» с помощью психотехник, и из мирян. Более того, в каком-то смысле я думаю, что как раз если взять процентное соотношение, то из западных светских медитаторов больше будет серьезно нацеленных именно на трансцендентное, чем из буддистов Азии, или даже монахов. И наоборот, есть шанс, что человек, начавший с MBSR и ей подобных систем, получит мощный пиковый опыт, заставляющий посмотреть в сторону истинно духовного измерения медитации.

      • http://pustoshkin.com/ Eugene Pustoshkin

        По моим догадкам, очень верное замечание: «Более того, в каком-то смысле я думаю, что как раз если взять процентное соотношение, то из западных светских медитаторов больше будет серьезно нацеленных именно на трансцендентное, чем из буддистов Азии, или даже монахов». Одно дело — из рациональности входить в трансцендентальную традицию, а другое дело — из мифического бэкграунда. Всё больше тибетских лам это начинают понимать. Далай-лама много сделал в этом направлении. И в других буддийских традициях, полагаю, тоже, иначе не поддерживали бы такие вещи, как MBSR.

    • Yura Milyutin

      Кажется психотерапевтический mindfulness это эдакий folk buddhism на Западный манер. Если в Тибете буддизм впитал мифологию бон, то на Западе ассимилировался с богами капитализма – продуктивностью, успешностью и профитом.

      • http://pustoshkin.com/ Eugene Pustoshkin

        Искусные средства везде искусные средства, особенно если они и вправду искусные средства, а не самоцель. 🙂

 

In English