Лица, испытывающие осознанные сновидения, лучше решают задачи в состоянии бодрствования

Недавно в новостях прошла информация об исследовании соотношения способности к спонтанным осознанным сновидениям и решению задач, требующих инсайта (когнитивного прозрения, или озарения). Исследование во многом пробное, но его результаты достаточно интересны, чтобы о них сообщить. Оказалось, что лица, имеющие опыт спонтанных осознанных сновидений, в состоянии бодрствования лучше решают задачи, требующие инсайта, чем те люди, которые никогда в жизни не имели опыта осознанных сновидений.

lucid

Что такое осознанное сновидение?

Осознанное сновидение (lucid dreaming), — в русской научной литературе также встречается термин «люцидное сновидение», — это то сновидение, в котором вы осознаёте себя спящим и видящим сон. Тогда вы получаете возможность совершать различные действия в собственном сне. Многие люди, обретая способность осознавать себя во сне, сразу же предпринимают попытки летать или исследовать свою сексуальность, другие же пытаются использовать это в качестве компонента духовной практики.

Хотя данный феномен относят к категории необычных, или изменённых, состояний сознания, встречаемость осознанных сновидений довольно высока: некоторые зарубежные опросы показывают, что до 87 % людей хотя бы однажды в жизни имели опыт осознанного сновидения; от 19 % до 37 % (в зависимости от исследования) осознают себя во сне ежемесячно. Также феномен осознанных сновидений встречается у несовершеннолетних и детей. Способность к осознанным сновидениям можно сознательно тренировать.

В нашей культуре идея осознанных сновидений обрела известность благодаря чрезвычайно популярным книгам Карлоса Кастанеды. На русском языке издавались и книги классика данной сферы Стивена Лабержа, и различных авторов по трансперсональной психологии, а сегодня о теоретических и практических аспектах осознанных сновидений можно прочитать в трудах Алексея Ксендзюка, Михаила Радуги и др. Тема осознанных сновидений весьма часто встречается в литературе по «эзотерике» (различным, порою эклектичным, психопрактикам и спекулятивным нарративам), так и в более серьёзных трактатах по эзотеризму и мистицизму1 — внутренних, «сокровенных», нередко — психопрактических аспектах различных духовных традиций. Фильм «Начало» также способствовал распространению интереса к этому феномену в последние годы.

Тематика работы с осознанием сновидений и глубокого сна без сновидений сильно проработана в тибетской йоге сновидений (см. труды Намкая Норбу Ринпоче и Тензина Вангьяла Ринпоче) — продвинутой практике тантрического буддизма. Однако, как отмечает Кен Уилбер, смысл этой практики не столько в осознанном снови́дении, когда ты погружён в мир проявлений и взаимодействуешь с формами сна, словно находясь в бодрствовании, сколько в том, что он назвал «прозрачным снови́дением» (pellucid dreaming) — беспристрастном и безучастном свидетельствовании процесса сна без вмешательства в него.

Конечная цель определённых буддийско-тантрических практик состоит в том, чтобы обеспечить непрерывность сознавания в бодрствовании, сновидении и глубоком сне без сновидений, тем самым выйдя за пределы отождествления с этими состояниями, укоренившись в пустотном сознавании как таковом, освобождённом от привязанности даже к самым тончайшим формам и проявляющемся как единство пустоты и мира форм.

Осознанные сновидения и инсайт

В июне 2014 года британский учёный Патрик Бурк и студентка бакалавриата Ханна Шоу опубликовали статью «Частота спонтанных осознанных сновидений и способность к инсайту в бодрствовании»2 в журнале «Dreaming», издаваемом Американской психологической ассоциацией.

В статье изложены результаты их исследования, проведённого на базе Университета Линкольна, где преподаёт Бурк и в то время обучалась Шоу. Они показали, что лица, часто переживающие спонтанные осознанные сновидения (более одного раза в месяц), но не практикующие метод осознанных сновидений, более эффективно решают задачи, требующие инсайта. Учёные связывают это с тем, что для решения заданий данных тестов требуется та же повышенная способность к когнитивному инсайту в отношении текущей ситуации, которая необходима и для прозрения в отношении того, что ты спишь и видишь сон.

Ведь, как показали исследования осознанных сновидений, значительная доля людей понимает, что они спят, именно в результате такого инсайта-прозрения, или озарения (иными словами, они вдруг осознают «сноподобное качество» сна и понимают, что спят); менее распространный способ осознания себя спящим — видение несоответствия происходящего во сне тому, что обычно ожидается от действительности в состоянии бодрствования.

В принципе для материалистически и сенсомоторно ориентированных людей данное исследование показывает, что такая «несерьёзная вещь», как осознание себя во сне, может быть связана со способностью более эффективно решать задачи в состоянии бодрствования. Быть может, это поспособствует тому, что больше внимания будет направлено на изучение обычно незадействуемых ресурсов пространства сна и сновидений.

Примечания

  1. В Санкт-Петербурге, например, при РХГА существует магистратура по подготовке религиоведов, специализирующихся на академических исследованиях эзотеризма, а также в течение нескольких лет при том же вузе действует Центр по изучению эзотеризма и мистицизма. На организуемой РХГА конференции «Психотехники и изменённые состояния сознания» также затрагивается тема осознанных сновидений как категории психотехник (или психопрактик).
  2. Bourke P., Shaw H. Spontaneous Lucid Dreaming and Waking Insight // Dreaming. — Vol 24(2), Jun 2014. Pp. 152 – 159. doi: 10.1037/a0036908

Евгений Пустошкин (Eugene Pustoshkin)

Клинический психолог, эссеист, переводчик книг философа Кена Уилбера, исследователь-практик интегрального подхода. Ведущий семинаров по холосценденции.

www.pustoshkin.com

Комментарии

  • Vadim Borisovich Rudoi

    1. «…как отмечает Кен Уилбер, смысл этой практики не столько в осознанном снови́дении, когда ты погружён в мир проявлений и взаимодействуешь с формами сна, словно находясь
    в бодрствовании, сколько в том, что он назвал «прозрачным снови́дением» (pellucid dreaming) — беспристрастном и безучастном свидетельствовании процесса сна без вмешательства
    в него.

    Конечная цель определённых буддийско-тантрических практик состоит в том, чтобы обеспечить непрерывность сознавания в бодрствовании, сновидении и глубоком сне без сновидений, тем самым выйдя за пределы отождествления с этими состояниями, укоренившись в пустотном
    сознавании как таковом, освобождённом от привязанности даже к самым тончайшим формам и проявляющемся как единство пустоты и мира форм.»

    — Достижение реализации непрерывности «сознавания в бодрствовании, сновидении и глубоком сне без сновидений», «освобождённом от привязанности даже к самым тончайшим формам и проявляющемся как единство пустоты и мира форм» происходит путем постепенного овладения миром форм в процессе превосхождения и включения. Следовательно, чтобы «выйти за пределы отождествления с этими состояниями» должен быть в полной мере пройден путь отождествления. Это касается не только бодрствующего состояния с физическим телом, т.е состояния снови́дения наяву, но также и сновидческого состояния с телом сновидения. Поэтому «беспристрастное и безучастное свидетельствование процесса сна без вмешательства в него» это путь в никуда. Только через путь превосхождения и включения/овладения возможно
    реализовать освобождение от привязанности к формам. Чтобы от чего-то освободиться — нужно сначала этим овладеть, научиться контролировать, а не пытаться освобождаться от того, чем сам бесконтрольно захвачен. Таким образом практики вовлеченного овладения вниманием сновидения, описанные в тибетской йоге сна и книгах Кастанеды невозможно отменить, заменив их лишь «беспристрастным и безучастным свидетельствованием».

    2. «…видение несоответствия, происходящего во сне, тому, что обычно ожидается от действительности в состоянии бодрствования.»

    — Очень точно подмечено! Именно способностью к более тонкому различению подобий и отличий определяется успешность когнитивного процесса, приводящего к инсайту.

    • http://pustoshkin.com/ Eugene Pustoshkin

      По первому пункту, собственно Уилбер представляет недвойственную перспективу, в которой тренируется узнавание единства пустоты и формы (я лишь описал её кратко и упрощённо, чтобы не отвлекаться от главной темы заметки). Тем не мене, Уилбер отмечает полезность и тренировки свидетельствования как части пути, которая не отрицает функционального отождествления. Это не путь в никуда, это один из инструментов-этапов, которые приводят к недвойственной реализации. В холосценденции, разумеется, практикуется и то, и другое (и третье, и четвёртое, и пятое…) одномоментно.

      • Vadim Borisovich Rudoi

        Под путем в никуда имелось ввиду, что если практика ограничивается лишь «беспристрастным и безучастным свидетельствованием». Хорошо, что прояснилось отсутствие такого ограничения, а то из основного текста это было не ясно.

  • Alexandra Nikulina

    А я вот никак не могу научиться видеть осознанные сны. По-моему, два раза в жизни или три у меня были такие сны. Пробовала несколько техник. А у тебя получается их видеть? Мне еще кажется (я читала что-то об этом), что вообще состояние осознанного сна для перехода в него требует, чтобы человек находился в фазе быстрого сна с отчасти «включенным» сознанием. Именно так, из «полусна» (дремы) мне удавалось осознать себя во сне. Обычный сон ночью, даже если я его помню, никак не дает себя осознать.

 

In English