Майдан: интегральный взгляд

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Украина: интегральный взгляд

Украинские события последних месяцев, с одной стороны, совершенно из ряда вон выходящие. С другой — вполне вписываются в основной поток развития человеческой цивилизации.

Начнем с исходного положения дел. Итак, конец 2013 года. Украина, её народ и экономика представляют собой вполне традиционный синий мир.1 Носителями преобладающей синей парадигмы мышления, согласно исследованию 2011 года, является примерно 55 % населения. Экономика в целом — это олигархическая система, являющаяся разновидностью синего «современного феодализма» с закрытыми социальными лифтами. Технологический уровень соответствующий: основную роль играют промышленность низкого передела и агропромышленный комплекс. Политическая система — развитое естественное государство по классификации Дугласа Норта, где наличие системы права сочетается с закрытым доступом (то есть это опять-таки синий уровень). В целом это скорее Украинская Советская Социалистическая Республика с желто-голубым флагом, нежели современная Украина. Формирование современной политической нации не завершено. Предыдущие попытки сменить систему, прошедшие под оранжевым флагом революции 2004 года (до сих пор непонятно, откуда такое совпадение), закончились ничем из-за большой критической массы синего в ментальности, экономике и других сферах.

Наряду с доминирующим синим, существует мощная оранжевая прослойка. Примерно 15 % носителей преобладающей оранжевой парадигмы мышления — это большая сила, вполне достаточная для кардинальных преобразований. Современные кластеры в экономике, среди которых не последнюю роль играет ИТ. Активный и организованный малый и средний бизнес, стремящийся разрушить «стеклянный потолок» закрытой системы. Неудачная, но всё же попытка создать в законодательстве пороговые условия для открытого доступа (по Норту), то есть сине-оранжевый переход.

И самое главное — постоянный оранжевый идеал перед глазами. По словам выдающегося украинского историка Ярослава Грицака, современная Украина зародилась, когда Колумб открыл Америку. Оранжевый магнит проявлялся и как стремление создать национальное государство вместо осколка империи, и как желание создать систему открытого доступа в политике и экономике на смену закрытому синему. Украина стремилась перейти из синего мира средневековья в оранжевый мир модерна (современности), во многом ведомая примерами своих западных соседей. Поскольку, по словам Грицака, модернизация равна вестернизации как наследование примера Европы, постольку лозунги евроинтеграции отражали скорее вектор догоняющего движения к идеалу, нежели желание по-настоящему с кем-то интегрироваться.

Украина стремилась перейти из синего мира средневековья в оранжевый мир модерна

Наиболее отстающим сегментом интегральной картины оказалась политическая система. Хотя носителей доминирующей красной парадигмы насчитывается всего 15 %, именно они (впрочем, неудивительно) захватили политическое поле. Все партии представляют собой единолично управляемые кланы без намека на идеологию или программу (что, кстати, позволяет легко мигрировать между ними). Однако в публичной риторике политики удачно маскировались под синий, представляющий большинство избирателей. Достаточно посмотреть на лозунги: «Украина для людей», «Улучшение уже сегодня», «Справедливость есть, за неё стоит бороться». Для полноты картины скажем, что оранжевый избиратель в большинстве своем не ходил на выборы, понимая, что его интересы вообще никто не представляет, или же голосовал за «меньшее зло» (каждым выборам предшествовали бурные обсуждения, кто же именно олицетворяет собой это «меньшее зло»).

Каковы же причины того, что Украина застряла на синем уровне? Достаточно долгая традиция отсутствия государственности, разорванность между империями, слабость национальных элит, большой размер и мозаичность по европейским меркам. Сине-оранжевый переход не мог произойти проще, чем у других больших государств с похожими характеристиками — Германия, Италия. Соразмерная Польша не сравнима, поскольку монолитна и обладает вполне завершённым синим фундаментом в лице католической церкви.

Для полноты картины отметим, что географическое распределение парадигм мышления неоднородно. Синий промышленный Восток создавался из людей, насильно привезенных из разных мест, а село было уничтожено Голодомором. Оранжевый больше проявился в столице и на Западе, где культурная традиция никогда не прерывалась, а постиндустриальные кластеры достаточно сильны.

Итак, все предпосылки нынешних событий описаны. Синяя страна с ярко выраженным оранжевым вектором стремится совершить очередную попытку перехода.

Что же произошло? Очень важно подчеркнуть, что в 2011–2013 годах страна стала скатываться на красный уровень. Смена элит после президентских выборов привела на вершину множество совершенно красных людей, а сам президент открыто демонстрировал соответствующие паттерны поведения. Система права стремительно разрушилась до основания. Экономический кризис вкупе с верховенством красного в политике создал невыносимые условия не только для оранжевых, но и для синих технологических кластеров и экономических отношений. Стали преобладать совершенно красные формы: распил бюджета, рейдерство, концессии. Вот это смещение в красный и запустило маятник, который качнулся в другую сторону.

Майдан явился тройной революцией, выбрасывающей Украину из синей ловушки в оранжевый мир модерна. Во-первых, это экономическая революция среднего класса против олигархов (как сказали бы марксисты, буржуазная революция лавочников и ремесленников против баронов) за открытую систему свободного рынка. Во-вторых, это геополитическая революция — национально-освободительная, антиимперская, антиколониальная, — представляющая, таким образом, завершение процессов, безуспешно проходивших весь ХХ век. В-третьих, это революция ментальности, получившая в журналистике название «революция достоинства» — за новые ценности против старых. Все три революции, хоть и представляют разные сегменты интегральной картины, но направлены на одну и ту же цель — переход в современность, из синего в оранжевый.

Майдан явился тройной революцией, выбрасывающей Украину из синей ловушки в оранжевый мир модерна

Вот почему основными ударными силами народного протеста были предприниматели (боролись за свой коренной интерес), молодежь (носители новых парадигм) и западно-украинский сегмент сформировавшейся политической нации. Оранжевым ценностям противостоял чистый красный привезенных в город мелких бандитов (названных титушками по фамилии первого зафиксированного в масс-медиа яркого представителя) и спецподразделений милиции с явно выраженными и воспитанными садистскими наклонностями. Преобладающий синий сидел дома перед телевизором и ужасался.

На данный момент (апрель 2014) необходимо отметить, что оранжевый победил, но синий не преодолён. Синий Восток продолжает пассивно наблюдать, как вытесненный на Восток красный пытается взять реванш (и уже взял его в Крыму).

Однако процесс на Западе и в Центре необратим. Майдан стал машиной времени, спрессовавшей в считанные месяцы значительные социальные и ментальные изменения, которые обычно происходят годами. Такие ценности как достоинство, ответственность и доверие, внезапно распространились на огромные сегменты общества.

Соответственно, дальнейшие задачи украинской интегральной революции можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные — искоренение красных практик в государстве и в экономике, которые тащат всю систему на дно, а также открытие мощного источника оранжевой энергии. Это можно сделать двумя десятками законов об антикоррупции и люстрации, о дерегуляции экономики, реорганизации судебной системы и органов правопорядка, реформе налоговой системы и так далее (часть законов уже принята). Долгосрочные задачи связаны с изменением мышления, и они существенно более сложные, а инструментов меньше. Но как показывает практика, без изменения мышления любые политические реформы рано или поздно будут обращены вспять.

Заметим, что в ходе Майдана проявилось немало весьма интересных явлений. Одним из них является консолидация церкви. Еще год назад я писал, что без современной церкви как прочного синего фундамента невозможно совершить оранжевый переход. Наличие множества конфессий и постоянный конфликт между ними, низкий авторитет церквей лишали общество необходимой предпосылки. Но в ходе народного протеста украинское общество с удивлением обнаружило, что в критической ситуации конфессии легко договариваются и забывают о различиях, а священники оказываются всегда на первой линии среди людей — там, где они больше всего нужны. Ряса, еще полгода назад бывшая предметом насмешек, превратилась в символ уважения и доверия.

Но самым интересным в интегральном Майдане является внезапное и яркое проявление зелёного. Зеленая парадигма мышления, бывшая уделом 2–3 % граждан, традиционно считалась нехарактерной для Украины. Свидетельств обратного очень мало, разве что высокий уровень развития украинской Википедии. Зеленый проявился на Майдане как всепобеждающая сила самоорганизации на вики-принципах. В отличие от Майдана 2004 года, созданного партиями по оранжевым шаблонам проектного менеджмента, нынешний Майдан полностью построен на самоорганизации, самофинансировании, самоснабжении и самообороне. Как человек, с первого дня находящийся в гуще событий и знающий все механизмы функционирования Майдана, могу привести множество примеров проявления зеленых отношений, ситуаций и ценностей. И эта яркая зелёная вспышка позволяет надеяться на чудо. Чудо перехода не просто из синего в оранжевый, который уже пылает пламенем системного мирового кризиса, но и сквозь это пламя, дальше — в зелёный новый мир. Перепрыгивать через костер нельзя, ведь каждый уровень даёт необходимые социальные институты, экономические системы и ментальные модели, без которых невозможно двигаться дальше. Но можно пройти быстро, с минимальными ожогами, и выйти с той стороны, показав пример другим. Именно это и происходит на Майдане — с переменным успехом, но необратимо.

Таблица. Справочная таблица по интегральным маркерам (развитие в разных сферах жизни идет не синхронно, но взаимно обусловлено)

Маркер

Парадигма мышления

Социально-экономическая формация

Технологическая фаза

Политическое устройство (Ф.Фукуяма, Д.Норт)

Национальная идентичность

Бежевый Инстинктивное мышление Нет Природная (доаграрная) Недообщество Нет
Фиолетовый Магическое мышление, ценности коллективной безопасности Первобытно-общинный строй. Общество без ренты Развитая доаграрная, начальная аграрная Племя Родовая (кровная) идентичность
Красный Героическое мышление, ценности власти и победы Рабовладение частное или государственное, военный коммунизм, экономика лагерей, пиратство и грабеж. Рента силы Развитая аграрная. Сырьевая экономика, торговля концессиями Централизованное управление. Тирания. Хрупкое естественное государство Идентичность по хозяину
Синий Фундаменталистское мышление, ценности праведности и чести Феодализм с крепостничеством или без него, олигархический «капитализм», государственный «капитализм», социализм. Рента статуса Пик аграрной фазы, промышленность низкого передела Развитое естественное государство. Верховенство права. Конституционная монархия, аристократическая республика Этническая идентичность
Оранжевый Рационалистическое мышление, ценности успеха Либеральный капитализм (свободный рынок). Рента капитала Пик промышленной фазы, высокие технологии Открытый порядок. Представительская демократия. Ответственное правительство Политические нации (идентичность органическая + институциональная)
Зеленый Экологическое мышление, ценности гармонии Посткапитализм. Рента отношений Ранняя постиндустриальная фаза Прямая и сетевая демократия Произвольная идентичность

 

  1. В тексте используются цветовые маркеры интегральной (спиральной, — прим. ред.) динамики. Для тех, кто с ними не знаком, — таблица в конце статьи.

Автор: Пекар Валерий

Предприниматель, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы.