Беседа об интегральном образовании

Евгений Пустошкин

Алёна Михайлова занимается различными проектами в сфере образования и искусства, и в июле 2014 года она попросила меня ответить на несколько вопросов об интегральном образовании. Сокращённые и упрощённые версии этого интервью планировалось опубликовать на нескольких сайтах. Однако мы решили, что полная версия нашей беседы может быть интересна читателям «Эроса и Космоса». Большое спасибо Алёне за первичный импульс, вопросы и расшифровку! — Е.П.

Мы ещё не знаем надёжного способа трансформировать людей так, чтобы они развивались до уровней второго порядка. На самом деле, в психологии сам феномен трансформации вообще понимается довольно плохо. Мы попросту не знаем, какие факторы стабильно приводят к трансформации, а какие — нет. Маргарет Малер, которая, вероятно, наблюдала за развитием младенцев и детей пристальнее большинства людей в человеческой истории, под конец сдалась и оставила попытки понять, что же помогает высокому развитию личности. Она пришла к такому выводу: «Львиная доля развития зависит от самого младенца». Родители, которые, казалось бы, совершили все возможные ошибки в воспитании, всё ещё могут вырастить здорового и счастливого ребёнка, тогда как родители, которые вроде бы сделали всё правильно, всё равно могут вырастить злобных маленьких подлецов. В большинстве своём это зависит от самого младенца. И, как правило, это не то, что хотел бы услышать среднестатистический либерально настроенный родитель или педагог. Но, разумеется, это не повод прекращать попытки [применять интегральный подход к развитию и образованию].

Кен Уилбер, «Четвёртый поворот» (сокр. эл. версия; русский перевод в финальных стадиях подготовки, будет опубликован «Айпрактиком»)

На вопросы о применимости интегрального подхода Кена Уилбера в детском образовании в России отвечает Евгений Пустошкин — клинический психолог, ведущий частную консультационную и психотерапевтическую практику, главный редактор интегрального сетевого журнала «Эрос и Космос».

Евгений Пустошкин

— Интегральное образование становится притчей во языцех, не миф ли это?

— Одно слово может означать разные вещи. Такое ёмкое слово как «интегральный» или «интегративный» используется разными людьми и каждый вкладывает в него что-то своё. Тут недостаточно смотреть на одно слово, надо смотреть на того, кто это практикует и какая за этим человеком история —  откуда он идёт, какие ставит перед собой цели, какие у него проблемы, на какие вопросы он этим словом сам для себя отвечает и как он к этому пришел. Тема, с которой я знаком, это именно интегральное образование и интегральный подход к образованию, который базируется на работах Кена Уилбера и других авторов, таких как Шон Эсбьорн-Харгенс, Джек Криттенден, Роберт Киган, и исследователей развития, которые получали образование, трудятся или долгое время трудились на базе Гарвардского университета (Закари Стайн, Кэти Хайкинен, Сюзанна Кук-Гройтер и др.).

Зак Стайн — близкий друг интегрального сообщества, хотя создаётся впечатление, что в большей степени он занимается мейнстримовыми проектами, которые связаны с прикладными аспектами психологии взрослого развития. Вместе с ним под руководством Курта Фишера, главы гарвардского Центра по исследованию сознания, мозга и образования (одного из прогрессивных учреждений, где изучаются прикладные аспекты теорий взрослого развития), обучалась и Кэти Хайкинен, также активная участница интегрального движения. Известный гарвардский психолог Роберт Киган входит в этот же круг, являясь во многом легендарной фигурой. Важно упомянуть и Сюзанну Кук-Гройтер — старейшину интегрального сообщества (кроме того, она имеет широкое признание как специалист в сфере исследований взрослого развития, а ранее была ученицей Джейн Лёвинджер, разработавшей теорию развития эго). Вопросами интегрального воспитания занимаются Стефан и Мириам Мартино. Есть и другие. Интегральное образование можно расшифровать как некое целостное и всеобъемлющее образование, система координат которого базируется на интегральном подходе, основу которого заложил Кен Уилбер.

Сюзанна Кук-Гройтер

— Насколько я могу судить, интегральное образование — не про обучение конкретным предметам по той или иной методике, а, скорее, про восприятие любого предмета, которое сводится к четырем понятийным аспектам координатной сетки AQAL…

— Ну, тут тоже особенный нюанс. Во-первых, есть интегральная теория, которая занимается общим, наиболее абстрактным уровнем проблем: мировоззрение, методология, онтологические системы. Дальше, как и обычно в любой дисциплине такого рода, возникают различные приложения — applications. Второй момент — конкретные люди на местах, решившие сфокусироваться на психологии, педагогике, воспитании, образовании. Они уже берут интегральный подход и расширяют свою сферу деятельности. Каким образом они это делают? Они смотрят, какие существуют тренды и методы, но их интересуют не просто поверхностные проявления и эклектический сбор различных практик, — они пытаются выискивать глубинные структуры и через живой опыт дальше переходить ко второму этапу — развитию способов применения интегральной теории к образованию. Специалисты, которые уже освоили интегральную теорию как таковую, дальше могут уже переходить к инновациям, то есть они не только собирают существующие методы, а пытаются сделать так, чтобы эти методы не были разрозненной эклектикой — чтобы выстроилась единая система. Они пытаются увидеть, какие сферы и перспективы открывает нам каждый из методов. Они разрабатывают собственные практические приложения, которые затем можно использовать в детских садах, школах, институтах и так далее. И это начинается только сейчас. У любого исследователя, который заинтересовался вот такой парадигмой, мировоззренческой системой и системой практик, есть возможность начать копать в этом направлении.

— В области конкретного внедрения в российской системе образования есть подвижки?

— Я о таких не слышал. Несколько лет назад у нас был совместный проект с компанией, занимающейся детским развитием, но как только стало понятно, что интегральное образование — не про оптимизацию прибыли, а про расширение культурного и научного пространства более эффективными практиками, освоение которых требует, однако, времени, собственники компании оказались не настолько заинтересованы в том, чтобы всё это применять.

Педагогика — термин, на мой взгляд, несколько более узкий: педагогические методы используются для образования как детей, так и взрослых, но сам корень слова нам указывает, что в первую очередь имеются в виду дети.

Интегральное образование не прекращается от рождения до смерти, — а, может быть, даже и до следующего рождения

Интегральное образование не прекращается от рождения до смерти, — а, может быть, даже и до следующего рождения, —  и это непрерывное образование с постепенным усложнением осваиваемой предметной сферы. На Западе есть попытки применять интегральный подход к конкретным возрастным периодам, например, до пяти лет и к школьному образованию.

Однако одна из ведущих особенностей подлинно интегрального образования, которое базируется на интегральном ви́дении и говорит о приобретении компетенций в виде развёртывания всё более тонких состояний и более сложных структур сознания, состоит в том, что педагог начинает трансформацию с самого себя. Часто не учитывается необходимость в образовании не только студентов, детей, но и самого преподавателя — не только в смысле получения новых навыков, но и внутреннего роста через стадии и уровни развития. Человек не заканчивает своё развитие на стадиях формальных операций, — тех стадиях, которые выделил Пиаже, известный психолог детского развития. Достаточно сказать, что к интегральному мышлению относятся стадии, следующие за формальными, — постформальные стадии (которые выделили уже «неопиажисты»).

Но тут кроется следующая проблема: когда педагог начинает что-то вещать с вершин своей интегральной мысли, его просто не понимают, потому что среда не готова. Из-за кризиса нашего образования студенты едва-едва осваивают формальные операции. Возникает разрыв между преподаваемым материалом и возможностью студента его усвоить. Вроде того, когда родители спрашивают трехлетку, задумался ли он о последствиях своего поступка. Но способность к гипотетическому  мышлению, которую тоже необходимо развивать, обычно проявляется значительно позже. Это наглядно показывает, что у населения и специалистов нет должной информированности о вопросах развития людей в течение всей жизни.

С дочерью Мириам Мэйсон Мартино, исследовательница вопросов интегрального воспитания детей

— А когда формируются постформальные стадии мышления ?

— Как правило, при очень благоприятном прогнозе в современных условиях не раньше 25, а то и 35–45 (в отношении данных высших личностных стадий развития всё в большей степени индивидуально, так как общество и образовательная система стабильно поддерживает развитие в основном только лишь до стадий формальных операций). Хотя деления условны — возможно, лет через 100 люди будут достигать стадий постформального мышления к 18 годам. И перед ними откроются гораздо большие потенциалы.

Всесторонних исследований ребенка от года до трёх лет и далее по основным возрастным периодам — исходя из потенциалов развития — проводилось множество. В любом случае, поскольку всё индивидуально, специалисты интегрального образования могут создавать более гибкие и оперативные образовательные схемы, включающие в то же время все квадранты модели AQAL. Например, наши интегрально информированные друзья в Ижевске, занимающиеся высшим образованием, апробируют подходы в обучении людей старшего возраста, когда пенсионеров учат пользоваться компьютером и т. д. (это, возможно, не является следствием применения интегрального подхода как такового, — об этом ещё речи не идёт, — однако безусловно являлось бы отражением такового).

Иллюстрация из книги Кена Уилбера «Интегральная духовность»

Глубинная структура образования подразумевает, что будут задействованы все квадранты модели AQAL —  не только внутреннее сознание и внешнее поведение, но и умение детей/людей общаться в культурном поле, а учителей — создавать культурное поле, способствующее обучению.

В интегральном образовании задействуются все уровни сознания, и педагоги, занимающиеся трансформирующей практикой, будут обращаться к драгоценностям, которые находятся на других уровнях сознания, и делиться ими, отдавать их детям с учётом их уровня развития.

Все состояния сознания, такие как бодрствование, сон со сновидениями и без, также могут быть использованы в образовательной практике, как и пиковые переживания, которые значительно ускоряют обучение, и трансовые состояния, когда люди учатся вырабатывать друг у друга позитивный транс, способствующий лучшему усвоению и запоминанию информации.

Обучать детей справляться с проблемами, соприкасаться с медитативными состояниями, которые помогут перерабатывать тяжёлый опыт и осмыслять происходящее

Это все инновационные сферы — обычно наша педагогика от силы заканчивает когнитивным развитием и, может быть, физическим (физкультура). Надо прийти к тому, чтобы обучать детей проживать свои эмоции, справляться со своими проблемами, соприкасаться с ощущением духовности, медитативными состояниями, которые будут помогать им перерабатывать тяжёлый опыт, полученный от мира, и осмыслять происходящее. Их надо наделить инструментами, с помощью которых они смогут бороться со стрессом, общаться с противоположным полом и так далее.

Также необходимо преподавать различные типологии. Это даст детям понимание того, что все люди разные: кто-то нацелен на помощь людям, кто-то — на индивидуальную предприимчивость, один тип в стрессовой ситуации может скатиться в другой или в благоприятной ситуации преобразиться в лучшее проявление другого типа (как в эннеаграмме)… Весь спектр линий интегрального развития должен быть включен в интегральную педагогику, воспитание, так же как и все типы, — тут можно обратиться к таким типологическим системам, как эннеаграмма, типология Майерс — Бриггс, соционика, даже тот же «Human Design», популярный в среде нью-эйдж1. Буквально, мальчик или девочка — это тоже типологические различия.

И, безусловно, на пространство детских потенциалов влияют собственные ограничения родителей и педагогов. Ограничения, которые мы налагаем на себя (под воздействием своих убеждений и культурных установок) влияют и на пространство наших собственных потенциалов, — например, когда мы конструируем понимание старости как затухания мозговых процессов, тогда как последние исследования нейропластичности говорят нам о том, что медитация и йога на порядок повышают показатели умственной работоспособности, а силовые физические упражнения снижают возрастные маркеры по физическим параметрам лет на десять. Интегральный подход устраивает революцию, эмансипируя все наши потенциалы, которые мы можем раскрыть максимальным образом.

Интегральность позволяет через незнание открыться интуиции, не отказываясь ни от какого ценного опыта ни одной из культур мира

Уровни и состояния сознания, которые необходимо учитывать в интегральном образовании

— Что вы можете сказать о детях «нового сознания», которые «рождаются сразу» на интегральном уровне?

— Сразу на уровень интегрального сознания перескочить нельзя. Никто не рождается сразу на интегральном уровне. Даже в случае ребенка, настроенного на очень тонкий и высокий уровень восприятия, ему нужна помощь — в преодолении хотя бы даже неврозов его родителей (а затем ему потребуются время и пространство для развёртывания и взросления душевных и личностных структур). Психотерапия и работа с тенью родителей очень важны. Это вотчина семейной психотерапии и консультирования. В школах мы наблюдаем ситуации, когда дети издеваются друг над другом, а родители, в силу своих теневых сторон, просто отказываются всё это замечать. Но не будем касаться крайних проявлений. Записывая во все кружки и давая всё лучшее своему ребенку, родитель часто не способен на простой эмоциональный контакт с ним. Очень важно восприятие ребенка из позиции незнания: вот это мой ребенок и я не знаю, кто это. Я знаю, что у меня есть такие-то с ним отношения, но это — тайна. Несмотря на все ловушки типологий, изучив которые мы якобы всё знаем, каждый человек — тайна. И интегральность позволяет через незнание открыться интуиции, не отказываясь ни от какого ценного опыта ни одной из культур мира, раскрывая модель интегрального образования как голограмму. Если соответствующие усилия будут приложены, — а мы пока стоим только в самом начале пути, — со временем стандарты образования начнут трансформироваться в этом направлении.

— Кстати, о стандартах образования. Пока из тех дневников интегральных педагогов, с которыми я благодаря вам познакомилась, мне стало ясно, что заниматься ли собой в интегральном русле и внедрять ли интегральный подход на своем уроке — личное решение каждого. Есть ли какое-то учебное заведение, где интегральный подход используют все педагоги, начиная с директора?

— Надо учитывать, что интегральное движение молодое, оно насчитывает 15–20 лет, и то, что ты отметила насчет индивидуального выбора, — очень ценный ресурс. По-моему, не надо пытаться сразу выстраивать гигантский инновационный интегральный центр, нужно поддержать сначала индивидуумов и воспевать труд и подвиг тех педагогов, которые в сложных условиях, невзирая на низкие доходы, открыли в себе многомерность жизни и поняли: то, чем они занимаются, может составлять их счастье. На уровне индивидуального сознания даже в связанных ограничениями системах они могут себя проявить. Редкие люди (их мало, но я о таких знаю) работают педагогами в школах, отдавая себе отчет, что система несовершенна и несправедлива, но одним своим присутствием они трансформируют пространство, потому что достигли уже каких-то стадий зрелости. Сознание свободно всегда, и в развитии мы не можем быть ограничены по определению. И в тоже время — каждый имеет право оставаться на устраивающей его стадии до тех пор, по крайней мере пока это не начнёт причинять вред другим людям. На каждой стадии развития может возникнуть либо зависимость от этой стадии, либо аллергия на неё. Дети имеют право захотеть заниматься спортом, а не наукой или, например, музыкой, где нужны другие интеллекты (линии развития).

Интегральный подход — он не про то, что «давайте все дружно начнем развиваться», а про «давайте взглянем на свои потенциалы и сделаем осознанный выбор». И это мой посыл — каждый имеет право на самореализацию, независимо от культуры или системы, с которой он связан. В современном обществе всё в руках индивидуумов, а расширение социальных связей посредством интерактивных сетей даёт нам колоссальное пространство возможностей, которое мы пока не используем.

Вопросы задавала Алёна Михайлова

  1. Хоть валидность системы «Human Design» мне в данный момент и не понятна, но есть множество людей, которые ей доверяют.

Автор: Пустошкин Евгений

Клинический психолог, эссеист, переводчик книг философа Кена Уилбера, исследователь-практик интегрального подхода. Соразработчик и преподаватель метода интегрального сознавания (Integral Awareness Process), ведущий программ по интегральной психологии и медитации. Член президиума российской Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП). Научный редактор русскоязычных изданий ряда книг Дэниела Сигела, Отто Шармера и Роберта Кигана, вышедших в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Ведёт частную психологическую практику (проводит индивидуальные консультации и трансформационно-терапевтические семинары). Автор блога «Transcendelia» (pustoshkin.com).