Холосценденция как подход к психотерапии, личностному росту и духовному развитию

Эта статья первоначально была опубликована в «Обозрении трансперсональной психологии», издаваемом Британским психологическим обществом (весна 2013).1 На русском языке впервые публикуется в журнале «Эрос и Космос» — в обновлённой редакции с незначительными дополнениями и изменениями.

Activities_of_the_Inanimate_Detail_1_1024x1024

Аннотация: Холосценденция — это подход к психотерапии, основывающийся на тридцатилетнем опыте клинической работы и являющийся интеграцией восточных духовных традиций с западными психотерапевтическими методами. Данный подход является уникальным по своей всеохватности, гибкости и глубине. Его можно применять к очень широкому диапазону спектра сознания как на личностных, так и на надличностных (или трансперсональных) уровнях. Холосценденция позволяет одновременно работать как над развитием высших трансперсональных состояний сознания, так и над развитием структур личности, поддерживая, тем самым, более эффективное и быстрое личностное развитие. Холосценденцию главным образом отличает то, что в этом подходе коммуникация происходит одновременно на многих уровнях. В работе применяется обширное многообразие изменённых состояний сознания, способствующих актуализации скрытого потенциала человека. Холосценденцию можно практиковать как самостоятельный метод, или её можно включать в арсенал наряду с другими терапевтическими подходами, что позволяет добавить к ним новые измерения и глубину. Одним из примеров дополняющей функции холосценденции можно назвать расширение гештальт-терапевтического подхода до трансперсональных уровней. Холосценденция применялась в контексте психотерапии лиц, страдающих от широкого спектра психопатологии, причём наблюдалось явное улучшение психической жизни; также данный метод применялся в психологическом консультировании здоровых индивидов с результатом в виде отмечаемого ими значительного повышения качества жизни.

Настоящая статья служит введением в новаторский подход, разработанный мною в качестве метода, применимого в психотерапии, саморазвитии и духовном росте. Я назвал данный подход холосценденцией. Ранее я проводил презентацию холосценденции на ежегодной конференции отделения трансперсональной психологии Британского психологического общества в Кобер Хилл (Англия, сентябрь 2010) и на академической конференции «В направлении науки о сознании» (в Стокгольме, Швеция, в мае 2011 года).

Сергей Куприянов. Фото Татьяны ПарфёновойХолосценденция представляет собой подход, который можно применять к широкому спектру задач в сферах, связанных с человеческим развитием. Название «холосценденция» происходит от объединения греческого слова holos (то есть «целый», «целостный») и латинского слова ascendere (то есть «взбираться»; ср. со словом «трансценденция»). Холосценденция является результатом интеграции множества традиций и психологических и терапевтических подходов. Её теоретический базис основывается преимущественно на интегральном подходе Кена Уилбера2 и включает в себя дополнения из обширного спектра подходов, таких как гештальт-терапия3, спиральная динамика4, различные формы медитации и тонкоэнергетической работы, процессуальный подход Арнольда и Эми Минделл5, алмазный подход А. Х. Алмааса6, различные формы семейной и экзистенциальной психотерапии, энергетические практики, описанные в книгах Карлоса Кастанеды7, работа с гипнотическими трансами, включая подход Милтона Эриксона8, и нарративная психотерапия9 — если перечислить только некоторые из методов. Центральный переживательный базис моего подхода был волею случая заложен во время моего сотрудничества с парапсихологической лабораторией в Санкт-Петербурге, где я занимался научными исследованиями феномена дистантной коммуникации между людьми. Тогда и произошло моё первое знакомство с нелокальным измерением.

Холосценденция служит воплощением и переживательным доказательством целостной взаимосвязанности всех жизненных феноменов — взаимосвязанности, которая теоретически, по всей видимости, хорошо описывается в интегральном подходе Уилбера.10 Насколько мне известно, холосценденция является уникальным методом, у которого нет аналогов ни в одной стране мира с точки зрения его всеохватности, гибкости и глубины: это единственный подход, который можно одновременно применять к очень широкому спектру сознания как на личностных, так и надличностных (или трансперсональных) уровнях, а также к субъективной и объективной индивидуальной и коллективной сферам человеческого опыта. Диапазон проблем и задач, к которым применима холосценденция, крайне широк и включает множество областей жизни — не только сферу психотерапии и личностного и духовного роста, но и множество других сфер (таких, как бизнес и искусство).

Холосценденция предоставляет возможность одновременно работать и над культивированием высших трансперсональных состояний сознания, и над развитием структур личности. В традиционных подходах работа над состояниями сознания (горизонтальным измерением развития) и стадиями развития личности (вертикальным измерением), как правило, происходит отдельно.11 В холосценденции работа над структурами личности объединяется с одновременным доступом к высшим, изменённым или различным трансперсональным состояниям, которые могут сыграть важную роль в развитии личности. Это помогает человеку достичь лучшего осознания и понимания проблематичных переживаний/структур опыта, разотождествиться с ними и обрести более глубокие и подлинные уровни внутри себя.

В холосценденции ведётся одновременная работа с личностными структурами и различными высшими трансперсональными состояниями, могущими сыграть важную роль в развитии личности

Холосценденция опирается на систематическое развитие одновременного проживания различных проявлений жизни; опять же, это происходит не путём попеременного обращения то к одному проявлению, то к другому, а путём систематического практического расширения и всевключения (понимаемого в уилберовском смысле). Это позволяет получить доступ к субъективному и объективному индивидуальному и коллективному полям опыта. Также холосценденция не имеет аналогов в своём одновременном использовании всех полей сознавания (зрительного поля, слухового, физического, тонкого/биоэнергетического и межличностного). Через обращение к межличностному полю психотерапевт или фасилитатор оказывается способен воспринять другого человека словно бы изнутри — вместо того, чтобы подходить к нему или ней только лишь как к внешнему объекту, представленному в виде ментальной репрезентации.

Одним из центральных аспектов холосценденции является практическое применение корреляции между энергетическим резонансом и процессами восприятия. Осуществляется динамическое свидетельствование энергетического потока в межличностном поле и осознанное влияние на него. Обращение к нелокальному измерению используется в качестве средства преодоления ограничений обусловленной умом реальности. Иным входом в нелокальную реальность (как правило, чаще используемым в других традициях) является культивирование переживания вневременно́го присутствия.

Холосценденция предлагает своеобразный стиль терапевтической коммуникации с индивидуумами, семьями и группами, в котором общение происходит одновременно на многих уровнях. Применение широкого спектра изменённых состояний сознания (возникающих как внутри индивидуума, так и у группы и самого психотерапевта) способствует актуализации скрытых ресурсов человека. Терапевтическое использование межличностных трансовых состояний приводит к крайнему повышению чувствительности психотерапевта, частично вследствие возрастающего отстранения от навязчивого структурирующего влияния языка в процессах восприятия. В целом, данный подход открывает перед психотерапевтом возможность гибко работать с динамикой вовлечённости и отстранённости.

Обращение к нелокальному измерению используется в качестве средства преодоления ограничений обусловленной умом реальности

Холосценденцию можно применять в качестве самостоятельного метода, или же её можно включать в другие психотерапевтические методы, тем самым добавляя к ним новые измерения и глубину. Одним из примеров последнего является расширение гештальт-терапевтического подхода12 до трансперсональных уровней. Холосценденция применялась в контексте психотерапии лиц, страдающих от широкого спектра психопатологии, причём наблюдалось явное улучшение психической жизни; также данный метод применялся в психологическом консультировании здоровых индивидов с результатом в виде отмечаемого ими значительного повышения качества жизни.

Информацию о семинарах и практических занятиях по холосценденции вы можете узнать на специальном сайте.

Библиография

Almaas, A.H. (2000). The pearl beyond price. Integration of personality into being: An object relations approach. Boston, MA: Shambhala.

Beck, J.E. & Cowan, C.C. (2005). Spiral dynamics. Mastering values, leadership and change. Oxford: Blackwell Publishing. На русском: Бек Д., Кован К. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке. — М.: Открытый Мир, BestBusinessBooks, 2010.

Castaneda, C. (1985). The teachings of Don Juan. A Yaqui way of knowledge. New York: Washington Square Press. На русском: Кастанеда К. Учение дона Хуана. — М.: София, 2013.

Erickson, M.H. (1982). Innovative hypnotherapy. New York: Irvington Publishing.

Freedman, J. & Combs, G. (1996). Narrative therapy: The social construction of preferred realities. New York: W.W. Norton & Company.

Mindell, A. (2001). Working with the dreaming body. Portland, OR: Lao Tse Press. На русском: Минделл А. Работа со сновидящим телом // Московский психотерапевтический журнал. — № 1, 2. — М., 1993.

Mindell, A. & Mindell, A. (2001). Riding the horse backwards: Process work in theory and practice. Portland, OR: Lao Tse Press. На русском: Минделл А., Минделл Э. Вскачь задом наперед. Процессуальная работа в теории и практике. — М.: АСТ, 2005.

Perls, F.S, Hefferline, R. & Goodman, P. (1977). Gestalt therapy. Excitement and growth in the human personality. New York: Gestalt Journal Press. На русском: Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010.

Polster, E. & Polster, M. (1974). Gestalt therapy integrated: Contours of therapy and practice. New York: Vintage. На русском: Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. — М.: Класс, 2004.

Wilber, K. (2000). Integral psychology. Consciousness, spirit, psychology, therapy. Boston, MA: Shambhala. На русском: Уилбер К. Интегральная психология. Сознание, дух, психология, терапия. — М.: АСТ, 2004.

Wilber, K. (2007). Integral spirituality. A startling new role for religion in the modern and postmodern world. Boston, MA: Shambhala. На русском: Уилбер К. Интегральная духовность: Новая роль религии в современном и постсовременном мире. — М.: Айпрактик, 2013. Эл. версия доступна: http://​goo​.gl/​s​q​m​4SI

Примечания

  1. Kupriyanov S. The Holoscendence Approach for psychotherapy and for advancing personal and spiritual growth // Transpersonal Psychology Review, Vol. 15, No 2, p. 35 – 37, Spring 2013.
  2. Wilber, 2000, 2007.
  3. Perls, et al. 1977; Polster & Polster, 1974.
  4. Beck & Cowan, 2005.
  5. Mindell, 2001; Mindell & Mindell, 2001.
  6. Almaas, 2000.
  7. См., например, Castaneda, 1985.
  8. Erickson, 1982.
  9. Freedman & Combs, 1996.
  10. Wilber, 2000, 2007, и др. авторы.
  11. О структурах и состояниях сознания см. статью Евгения Пустошкина «Трансформации сознания в интегральной психологии». — Прим. ред.
  12. Perls, et al. 1977; Polster & Polster, 1974.

Куприянов Сергей

Сергей Куприянов

Интегральный психотерапевт, к. мед. н., один из первопроходцев гештальт-терапии в СССР. Закончил Первый Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова («Первый мед»), затем работал там же заведующим межклиническим отделением психотерапии. Защитил диссертацию по семейной психотерапии и психосоматике в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (науч. рук. — Б. Д. Карвасарский). Автор холосценденции — интегрального метаподхода к саморазвитию, психотерапии и психодуховному росту, позволяющего работать со всем спектром сознания и жизненных проявлений.

holoscendence.ru

Комментарии

 

In English